В пейзаже нет ничего одного главного, поскольку в искусстве нет единой концепции пейзажа.
Элементы пейзажистики проникли в искусство еще в неолите. Позже они проявлялись в ассирийском храмовом рельефе, римских и греческих фресках, средневековой гравюре, религиозных ландшафтах Северного Возрождения, и то, что знакомо под термином "пейзаж" современному рядовому зрителю, появилось только в семнадцатом веке.
Иными словами, пейзажистика как феномен менялась в соответствии с человеческими понятиями о природе, и современное понимание пейзажа – это явление крайне новое, так что оно ни в чем не пересекается ни с одним из других вышеперечисленных направлений. Достаточно оценить, насколько редко красота природы описывается в текстах античности (например, Гесиода или Вергилия), и сравнить эти редкие описания с сочинениями Вордсворта или Китса – в них не будет даже одной и той же концепции природы, куда уж там пейзажа.
И это только западный канон. Еще есть тысяча лет китайской и корейской живописи, у которых будет свое "самое главное", отличное от "самого главного" европейцев.
Все дело в том, что пейзаж работает не как жанр, а как медиум. Точнее, медиумом является уже сам физический ландшафт, который мы видим: помимо природных изменений вроде выветривания и эрозии, он подвержен также изменениям человеческим – сначала на уровне альтерации (все природные зоны кроме субарктических и пустынных были к настоящему моменту изменены человеком), затем на уровне социальном (распределение земли, гос. заповедники, "ниченые почвы" и т.п.), и затем еще раз на уровне восприятия. Пейзаж как картина – это фактически медиум второго порядка.
Как следствие, пейзаж является не чем-то чисто воспринимаемым, но чем-то интерпретируемым. Это четче всего видно в искусстве XII–XIV веков, где даже расположение деревьев на заднем плане соответствует не натуралистичным соображениям, привычным современному человеку, но символическим и орнаментальным, вдохновленным принципами греческой философии и средневекового богословия. Ну и любимым моим примером интерпретационной составляющей пейзажа долгое время является один зал в Met'е, где с трех сторон рядом висят картины Брейгеля, Босха и Патинира – контраст между ними являет идеальный пример пейзажа как описания бытия, попытки определить, упорядочено оно или хаотично, милостиво или жестоко. И так далее.
Проблема интерпретации в свою очередь приводит к тому, что прочтений даже одного и того же пейзажа будет, как правило, много. Голландская "чистая" пейзажистика имела регилиозный аспект, поскольку объекты ее изображения выбирались не без влияния кальвинизма. Английский морской пейзаж 1820-х вольно или невольно был эстетическим постулатом колониальной системы. В конечном итоге, вопросов интерпретации не лишена даже фотография: взять хотя бы Rhein II.
Как среди всего этого найти "самое главное"? – Скорее всего никак, и в общем-то это не совсем нужно. Поиск главного под одну гребенку – это тупиковая стратегия, не дающая ни адекватного представления о предмете, ни пространства для дальнейшего обучения. Это как спрашивать, что самое главное у животных.
Лучше искать главное исторического периода, которому этот пейзаж принадлежит, или главное самого художника, или, если получится, главное самого изображаемого ландшафта. Это интереснее. А главное, это честнее – по отношению к самому пейзажу.
––––
Литература по теме:
Kenneth Clark, "Landscape into Art"
W. J. T. Mitchell, "Landscape and power"
E. H. Gombrich, "Western Art and the Perception of Space"
Художник, искусствовед, актёр, диктор и вообще очень приятный человек... · 1 дек 2017
Нарисовать деревья, речку и кустики может практически любой художник. Но вот сделать так что бы эти обычные объекты окружающие нас создавали определённое настроение, могут только настоящие ХУДОЖНИКИ-ПЕЙЗАЖИСТЫ. Самый яркий пример Архип Куинджи. Очень скупыми средствами, игрой света и тени, он своей "Ночью на Днепре", создал такой шедевр, который до сих пор никто не... Читать далее