Как одна из самых культурно богатых стран — Китай, скатилась в штамповку подделок на найки и айфоны?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
2
1 ответ
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Не следуйте расхожим представлениям - Китай никогда не был и не является развитой в культурном отношении страной.

Конфуций, терракотовая армия, Великая Китайская стена, фарфор, порох, фейрверк - всего этого маловато для культуры, да ещё за 4-5 тыс. лет истории этой страны.

Всё перечисленное - это ремесло, красивое и полезное, но ремесло.

Собственно культуры - музыки,  литературы, живописи, скульптуры - не было и нет. 

Но даже тоненький слой носителей хотя бы знания о культуре - интеллигенции - был физически уничтожен в ходе 10-летней культурной революции 1966-76, устроенной Мао Цзэдуном.  Помимо этого, 30 лет комунистического правления (1949-79) поставили страну на грань голода, чудовищной нищеты и, в общем-то, физического выживания. 

Всё, что происходит с 1979, когда начались реформы Дэн Сяопина, для многих китайцев - это просто прыжок в сказку. Никуда Китай не скатывался - он сделал реально огромный рывок вперёд.

С 1979 они многому, чему научились и продолжают учиться.  Они научились одному очень важному скиллу - умению копировать технику и технологии, чему мы, русские, к сожалению, так и не научились, ярким свидетельством чему является печальная история АвтоВАЗа - итальянского завода, заработавший в 1970. И вот, спустя 47 лет, где "Лады" и где "Фиаты".  Сейчас российские бизнесмены при закупке оборудования выбирают между западноевропейскими моделями и китайскими, которые являются западноевропейскими, чуть похуже и потому подешевле, но вполне нормально работающие.  В этом выборе почти нет российских моделей.

Так что, в Китае в этом плане всё хорошо.

Андрей Авраменкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
16
-4

Архитектура, письменность, та же игра Го, музыка, великие художники (в своей простоте, естественно), философия, в конце концов, которая не заканчивается Конфуцием? И что в итоге?

+1
Ответить

Архитектура - это кто и что?

Музыка - хотя бы пару чьих-нибудь симфоний назовёте? Или концерт для скрипки?

Одного великого художника - имя?

Кто там помимо Конфуция, которого сложновато отнести к чистой философии?

-1
Ответить

Они научились одному очень важному скиллу - умению копировать технику и технологии

Уже не только копировать, а также убирать недостатки оригинала.

0
Ответить
Ещё 24 комментария

Конфуций, терракотовая армия, Великая Китайская стена, фарфор, порох,  фейрверк - всего этого маловато для культуры, да ещё за 4-5 тыс. лет  истории этой страны.

В вики есть бААААААльшой список изобретений. То, что вы перечислили, это самое известное

0
Ответить

Андрей, ну жёстковато, ей-Богу. Как мы не можем вспомнить китайских художников, композиторов и исторических деятелей, так и они - в отношении нашей европейской культуры. Китай, так же как и Индия - не просто страна, а целый субконтинент, варящийся в собственном соку. И они так же смотрят как на быдло на тех, кто не помнит, в каком году Раджьяшвара одолел Чучундру, или не читал "Сон в красном тереме")

+4
Ответить

РОМАН

Ром, если всё это было, то куда всё это исчезло? Исчезло ведь не сейчас, а исчезало практически сразу после появления. Значительная часть этих изобретений относится к периоду до новой эры или вскоре после её наступления и относится к категории "напоминает" европейские аналоги. Трудно отделаться от впечатления, что всё то, что пытаются отнести к китайским изобретениям, действительно имело место быть. 

В отличие от Европы это была более гомогенная в национальном отношении страна, со значительно менее выражеными процессами переселения больших масс народа, т.е. стабильности было намного больше для социально-экономического и культурного развития  - и что? Почему все эти изобретения не сплелись в мощный научно-технический потенциал, как это произошло в разношёрстнной Европе, где войны, большие и малые, никогда не прекращались? Почеу в Китае мы не наблюдаем естественного процесса восходящего развития знания? Отсутствует его накопление, развитие изобретений, усложнение техники. Где все эти процессы? Как корова языком слизала.

Китай не в XIX в. стал отсталой страной - он таковой всегда являлся.Только бОльшая стабильность, чем в Европе, ещё и позволила сохранить скупые остатки скупого прошлого, иначе и этого бы ничего не было.

-1
Ответить

ЛЁХА МУДРЫЙ

Лёш, на европейцев как на быдло смотрят ещё и аборигены Австралии, и многие сохраняющиеся племена в Африке. Да что там Африка - у нас в России есть всем нам хорошо знакомая субкультура, которая наследует Гиперборее и считает всяких там англов, саксов и особенно нынешних пиндосов презренной низшей расой.  Гиперборейцы тоже много чего изобрели, чуть ли не на самолётах уже летали.

Вот именно, что они варятся в собственном соку - Китай и Индия. Такая "варка" является и залогом и признаком внутреннего торможения, ведущего к отсталости. Такие культуры - в широком смысле - не в состоянии развиваться.

Уверяю тебя, 1,3 млрд. людей в одном только Китае вполне  могли  навязать нам всем прослушивание своих композиторов - только за счёт массы. Но ведь нет этого ничего. Молодые китайцы и японцы из числа музыкантов заканчивают европейские и американские консерватории и музыкальные училища и становятся известными, исполняя европейские произведния. У них отличная, отточенная техника исполнения, достигаемая трудом, но всё сложнее с передачей содержания. И никто из них никогда и нигде не исполнял и не исполняет китайские или японские симфонии - таковых просто нет.

-1
Ответить

Андрей, простите, но это совершенно некорректные рассуждения.

+2
Ответить

ALEX, Вы же понимаете, что тогда нужно предъявить аргументы)))

-1
Ответить

Понимаете, Андрей, нет никакой необходимость доказывать очевидное. Китай - развитая в культурном отношении страна, у которой древние литературные и музыкальные традиции, уникальная философия, чудная живопись. Я должен это аргументировать? Слушайте, это общее место, которое не требует подтверждений. Просто найдите какую-нибудь книгу про китайскую цивилизацию и получите удовольствие от чтения.

Что касается сути вопроса в топике. Под чутким руководством манчжурцев Китай проспал промышленную революцию и зациклился на стабильности. Императоры династии Цин пару столетий топили экономику разнообразными запретами (в т.ч. на морскую торговлю), выкачивали все свободные средства на содержание двора и государства, использовали дешевый ручной труд в крупных проектах. Все это, естественно, привело к отставанию, революциям, финансовым проблемам, запаздалому появлению на глобальном рынке.

Но называть китайцев "ремесленниками", подразумевая, видимо, что за "белые людьми" им не угнаться? WTF?

+2
Ответить

Нет, Алекс, это всё требует доказательств. Изначальный вопрос предполагает, то была некая вершина развития китайской цивилизации, которая теперь, мол, скатилась до «штамповки». В доказательство развитости предъявляется длинный список неких изобретений, которые не только покрывают то, что было позже изобретено и произведено в Европе, но и ещё много чего другого.

Список этот настолько внушителен, что должен отражать весьма развитую экономику и среду обитания – заводы (выплавка чугуна, железа и стали, делались воздуходувные машины в металлургии, дробильные валки для измельчения материала, использование силы воды, поршневые меха, передвижные мельницы, роторные вентиляторы и веялки), добывающие производства (якобы были известны методы глубокого бурения), судостроение, летательные аппараты (вертолётный винт, вращаемый при помощи шнура), арочные и цепные подвесные мосты и др. И всё это до империи Цин!

Закономерен вопрос: куда вся эта поразительная по степени развитости экономика делась? Почему она не оставила практически никаких материальных следов? А ведь она должна была превышать по объёмам и сложности всё, что нам известно по Европе.

Хорошо сохранились следы цивилизаций Древнего Египта, Древней Греции, Рима. Эти следы видны на месте существования этих цивилизаций, а также в музеях. Римские акведуки, колизеи, амфитеатры, бани, мозаики, портреты и проч. во множестве сохранились на значительной территории Европы, включая Германию и Францию, несмотря на волны прокатившихся по континенту войн, которые много чего уничтожили. В Германии, Франции, Ирландии, Англии сохранились  во множестве средневековые замки и сооружения или хотя бы их развалины. Где всё это в Китае, где войн и разрушений было меньше? Что из Китая? В лучшем случае вазы (очень красивые) и каллиграфия на шёлке. Вы видели хотя бы развалины, китайские?

Это про технику. Но если говорить про культуру в узком смысле, то и здесь как-то не о чем особо говорить. Понятно, что в Китае есть свои культурные традиции, кто-то что-то писал. Вы видели тома этих произведений? Я, например, пользовался в библиотеке в своё время собранием произведений классической норвежской литературы – это где-то 3 десятка томов, треть из которых я с удовольствием прочитал. Только норвежской! Вы видели собрание китайской литературы? В СССР, кстати, всё переводили, но практически ничего нет из китайского.

Наиболее выдающиеся произведения китайской живописи – это ХХ век: лошади, птицы, горы, иногда люди. Симпатично, но ощущение такое, что смотришь на работы студентов художественной академии. Каллиграфия великолепна, но, согласитесь, это – художественное ремесло. Много Вы видите китайской живописи в наших и европейских музеях. Даже мумии египетские есть, но практически ничего китайского. Про музыку уже говорил.

Страна всегда была бедной, не очень развитой, никуда она особенно не скатывалась.

Если исходить из того предположения, что Китай был развитой страной, то Вы никогда не сможете ничем объясснить такого потрясающего воображение разрыва: с вершин прогресса в пропасть чрезвычайной нищеты. Если они так много чего могли придумывать, то куда вдруг исчезли такие великолепные таланты гомогенной нации?

-1
Ответить

Андрей, объем китайского культурного наследия, который представлен хотя бы в Википедии, вполне достаточен, чтобы говорить про развитую китайскую цивилизацию. Зачем искать китайские руины, когда в Китае огромное количество сохранившихся качественных памятников архитектуры, причем древних? Глупо даже ссылки давать, так как всё легко ищется по первому запросу в гугле. 

Китайская литература - это огромный объем произведений, которые человек не осилит в течение одной жизни. То что вы ничего не знаете о ней, не означает, что ее нет. И если вы однажды решитесь изучить вопрос, вам станет стыдно за сегодняшие эскапады.

+2
Ответить

В доказательство развитости предъявляется длинный список неких  изобретений, которые не только покрывают то, что было позже изобретено и  произведено в Европе, но и ещё много чего другого.

Это не доказательства развитости, это было замечание по поводу вашего утрирования насчет изобретений. Мол, столько тысяч лет живут, а изобрели так мало.

добывающие производства (якобы были известны методы глубокого бурения)

якобы?

https://csegrecorder.com/articles/view/ancient-chinese-drilling
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B7%D1%8B%D0%B3%D1%83%D0%BD

Там же ведётся и добыча природного газ, использующегося в процессе  вываривания. Китайские технологии бурения скважин, основанные  преимущественно на применении бамбука и железных буров, в 1850-е годы  были заимствованы европейцами и позднее приспособлены под разработку  нефтяных месторождений. До 1960-х годов Цзыгун был заполонён бамбуковыми  трубопроводами и деревянными вышками высотой до 100 м.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/73/Model_well%2C_burial_find%2C_China%2C_Han_dynasty%2C_206_BC_to_220_AD%2C_earthenware_-_%C3%96stasiatiska_museet%2C_Stockholm_-_DSC09578.JPG

A Chinese ceramic model of a water well with a water pulley system, excavated from a tomb of the Han Dynasty (202 BC - 220 AD) period

Где всё это в Китае, где войн и разрушений было меньше? Что из Китая?

вуаля

Вы видели собрание китайской литературы?

а почему вы их не видели? это даже интересно.
например это собрание современной китайской литературы, публиковавшиеся с 1918 до 1992.
Ши Цзи, например, у нас вышло 9 томов

Наиболее выдающиеся произведения китайской живописи – это ХХ век:

Цзин Хао, Ли Чэн, Фань Куань, Го Си, Дун Юань, Дзюжань, Чжоу Фан, Гу Кайчжи, Ма Юань, Ся Гуй, Чжан Цзэдуан и пр. и пр. это разве художники 20 века?

0
Ответить

ALEX   ROMAN

Коллеги, вы не слышите меня. Выйдите за рамки стереотипов, попробуйте понять, что они заводят вас в тупик. У концепции развитости Китая на протяжении его истории концы с концами не сходятся.

Если вы считаете, что Китай всегда был развитой страной, то тогда вам надо дать ответы на некоторые вопросы:

Если китайцы, благодаря своим изобретениям, производили разнообразные предметы и изделия, то где они все? Где изделия из чугуна, железа, стали? Например, римское стекло найдено в окнах деревенских домов в Британии периода римского завоевания. Римский цемент (роман-цемент) найден в кладке в Германии и др. странах. Почему трубы для водопровода китайцы делали из бамбука, а не из чугуна или стали? Почему всё, что европейцы нашли полезного для вывоза, были фарфор, шёлк, а главное – чай и специи? Почему не бумагу, не книгопечатные станки и т.п.?

Если китайцы были развиты в техническом отношении, то почему вслед за техникой и изобретениями не сложилась экономика, как в Европе? Я не думаю, что европейский путь является уникальным – изобретения используют для производства техники, технических решений, которые в дальнейшем усовершенствуются и так, от простых форм к более сложным. Где это всё в Китае? Там не видно развития и усложнения промышленности. Её там вообще нет, потому что промышленность – отрасль за отраслью – сформировала бы экономику. Уровень развития промышленности и определяет уровень «развитости» страны.   

Какой катаклизм случился в китайской истории, в результате которого вся «развитость» и все следы материального производства куда-то исчезли?

Если китайцы были такими замечательными изобретателями на протяжении нескольких тысяч лет, то что изменилось в национальном генофонде так, что на протяжении последних 300-400 лет в Китае ничего особого не изобрели?

Отдельно по культуре.

Вы говорите о деятелях культуры, какие есть почти у любого народа. Например, был у нас такой известный – и очень талантливый – писатель, Юрий Рытхэу, из чукчей. Чукчи делают очень симпатичные поделки из моржовых клыков. Ещё какие-то оригинальные вещи делают. Помню по советским концертам, от них часто выступали какие-то ансамбли, совсем не бесталанные.

В любой российской области есть союзы художников, писателей, композиторов и музыкантов, которые чем-то занимаются, творят, пишут. Но уровень национальной культуры определяется не ими, а гениями.

Ром, те художники, которых ты перечислил, не очень смотрятся на фоне римских портретов и греческих скульптур, которые были сотворены на много столетий раньше. Скалы, животные в несложной технике. У этой культуры не было и нет ничего мирового уровня.  Вы перечисляете обычный для любой страны ряд. Я о другом ряде говорю.

-1
Ответить

Андрей, простите, а вы имеет какие-то основания рассуждать о китайском искусстве?  Просто любопытно. Потому что вы, натурально, сейчас высказываетесь в духе тех товарищей, которые говорят: да что такого в квадрате Малевича, любой может его намалевать.  

Доминирование европейского искусства сегодня никак не дискредитирует китайское искусство, а неумение видеть красоту, например, китайских акварелей рассказывает только о том, кто смотрит, а не о самом искусстве. Разное бывает, знаете ли искусство. У византийцев темпера по дереву и обратная перспектива, у европейцев масло по левкасу и прямая перспектива, у китайцев - акварель/тушь по бумаге и "три дали" в качестве пространственной конструкции. И что? По вашему, масло - это великое достижение и мировой уровень, а тушь - мелкая ремесленная фигня? 

Нет никакой "концепции развитости Китая" и "стереотипов". Есть огромное материальное наследие, о котором вы просто не знаете, иначе не говорили бы про "моржовые клыки". 

Мы можем обсуждать причины промышленного отставания Китая, политическую и социальную структуру, обеспечившую именно тот странный вектор развития, по которому идет страна, особенности экономического уклада и т.д. Но спорить на тему, есть ли у Китая великая культура... Мы точно не в каком-то кафкианском мире?

+1
Ответить

ALEX

В том, что касается искусства, я не примешиваю личное восприятие - это же необъективно.  Более объективным показателем является присутствие этого искусства в мировом культурном пространстве - в различных музеях, коллекциях, в объёмах торгов на аукционах и т.п. Да, много ваз, лакированных вещиц, предметов мебели и утвари, есть акварели, каллиграфия, ну и совсем немного того, что можно назвать живописью.

Напрасно Вы так упрощаете, как с Малевичем. И в европейском искусстве, музыке и литературе есть различные уровни - произведения просто талантливые, очень талантливые, выдающиеся, а есть гениальные. Искусство интересно в своей совокупности. Но всё-таки надо видеть различия между этими уровнями.

Конечно, европейское искусство никоим образом не дискредитирует китайское. Равным образом оно никак не дискредитирует, например, африканские маски из дерева, лубок, изделия из моржовой (не знаю, чего Вы на них взъелись) и слоновьей кости.

Да, именно причины отставания Китая - хронического, постоянного - я и пытаюсь обсуждать. Мы говорим как раз об уровне "развитости" страны.

Я не вижу величия китайской культуры - ни в темах, ни в образах, ни в технике. Оригинальное, интересное, значимое - да. Величие не определяется количеством столетий или тысячелетий за спиной.

Опять же, дело не во мне - китайское искусство находится на периферии мирового культурного пространства.

-1
Ответить

Андрей, понимаете, сложность спора с вами заключается в том, что вы имеете весьма поверхностные знания по теме. Даже не в Китае дело; вы вообще видимо, плохо понимаете про искусство, раз оцениваете картины по критерию живопись/ не-живопись. 

Что ж, вы хотели живописи, будет вам живопись. Обычно я никому не собираю пруфы, но для вас сделаю исключение. Прошу любить и жаловать: художники мирового уровня Чжао Уцзи, Чжан Сяоган, Цзэн Фаньчжи, Чжу Дэ Чень, Кюи Рюжю, Лю Сяодун, Цай Гоцян, Фан Личжун, Шэн Яой. Погуглите, изучите вопрос. Заодно узнаете про место китайских художников в современном художественном мейнстриме. Обратите внимание на Кюи Рюжю, чья "каллиграфия" в среднем уходит по $8 млн за штуку.

Литература. Ло Гуаньчжун, Сюй Чжунлинь, Ши Найань, У Цзинцзы, Лю Э, Цао Сюэцинь, Цзэн Пу (а также Цзун Пу), Юй Хуа. Отличных китайских писателей, любимых во всем мире, очень много, жаль, что вы не в курсе. Прочтите на досуге современные романы. Например, "Чудотворные горы", Гао Синьцзяня или "Широкий зад" Мо Яня, - полезное чтение, там много исторических сюжетов. А вот здесь можно ознакомиться с историографией по китайской литературе. Там же про музыку, науки, философию и многое другое.

Есть еще хороший анализ современного состояния китайской литературы.

Давайте вернемся к разговору, когда вы просмотрите хотя бы эти ссылки.

0
Ответить

Я должен тут бисер метать, что ли? Напрасно. Я достаточно хорошо представляю себе китайскую историю и культуру. Хотите считать её великой - считайте.

-1
Ответить

Если вы считаете, что Китай всегда был развитой страной, то тогда вам надо дать ответы на некоторые вопросы

я так не считаю, вообще-то. если бы они были развитой страной, жили бы намного лучше. но ведь наша кавалькада не о развитости страны, а о богатстве культуры.
В Европе тоже все не так гладко с изобретениями. Порой одно и то же изобретали несколько раз, например телефон. Откройте "телефон" в вики, взгляните в "историю", там даже нет упоминания Антонио Меуччи, который и есть настоящий изобретатель телектрофона, Конгресс США признал его изобретение только в 2002 г. А Китай до Цина это вообще горстка различных княжеств, враждовавших друг с другом. Там если кто и чего открыл, об этом быстро забывали и это не выходило за пределы, разве что кроме военных изобретений, сами понимаете почему. 

те художники, которых ты перечислил, не очень смотрятся на фоне римских  портретов и греческих скульптур, которые были сотворены на много  столетий раньше. Скалы, животные в несложной технике. У этой культуры не  было и нет ничего мирового уровня

ну и что? русские художники что-то тоже особо не смотрятся на фоне римских портретов и скульптур, за редким исключением. а вы не заметили, что в азиатских культурах вообще нет ничего "мирового уровня"? может дело в непонимании или неприятии (если это нужное слово) культурных особенностей?

Я должен тут бисер метать, что ли? Напрасно. Я достаточно хорошо  представляю себе китайскую историю и культуру. Хотите считать её  великой - считайте.

никому вы ничего тут не должны, но раз ввязались...

+1
Ответить

Кюи Рюжю

Цуй Жучжо вернее, по Палладию)

0
Ответить

Юй Хуа

он действительно популярен в Китае и за рубежом, особенно книги "10 слов про Китай" и "Жить"

0
Ответить

Литература

не совсем китайская литература, но хочется выделить Кима Сакката, кореец, писавший поэзию на китайском (обычная тогда практика). https://koryo-saram.ru/tvorchestvo-kim-sakkata/ небольшая статья на русском из одной книги. как-то читал его стихи на китайском (и корейском), знание корейского для понимания его творчества необходимо, потому что у него есть стихотворения-метаморфозы, когда одно и тоже стихотворение можно прочесть и по-китайским, и по-корейски, и смысл при этом разный. уникальное явление, в общем

0
Ответить

Где изделия из чугуна, железа, стали?

вы опять вынуждаете меня сидеть и копировать фотки

A bronze Chinese crossbow trigger mechanism with a butt plate (the wooden components have since eroded and disappeared), inlaid with silver, from either the late Warring States period (403–256 BC) or the early Han Dynasty (202 BC – AD 220)

A bronze ritual bell, Zhou Dynasty, 10th to 9th century BC

Bronze mirror of the Sui Dynasty (581–618) showing the twelve divisions of the Chinese zodiac, the latter of which goes back to the Warring States period (403–221 BC) in China

A bronze hand cannon from the Yuan Dynasty (1271–1368), one of the oldest in the world; the oldest specimen dates to about 1288, when the first textual reference to the hand cannon appears in Chinese literature.

A "squatting-tiger fire trebuchet" located at the Wolongtai Great Wall section, Xinyang, Henan, China.

Почему всё, что европейцы нашли полезного для вывоза, были фарфор, шёлк,  а главное – чай и специи? Почему не бумагу, не книгопечатные станки и  т.п.?

а зачем им бумага и станки, если уже были свои?

0
Ответить

фотка удалилась случайно 

A "squatting-tiger fire trebuchet" located at the Wolongtai Great Wall section, Xinyang, Henan, China.

0
Ответить

Подводя итоги нашему странному спору, еще раз выскажу свое удивление. Китай - страна, имеющая самую длинную культурно-археологическую историю, богатейшее литературное наследие, создавшая многообразное материальное наследство. Пропустив промышленную революцию XVIII-XIX веков, и пережив ряд разрушительных войн и революций, в конце XX века китайцы вернулись в число ведущих мировых держав. Ну а в XXI веке Китай - супердержава, занимающая по многим позициям в экономике, политике, искусстве лидирующие позиции. Но мы не ищем легких путей, и всерьез обсуждаем, можно ли считать КНР развитой страной на том основании, что китайские смартфоны копируют дизайн айфонов.

P.S. Да, конечно, уровень бедности в Китае по-прежнему высок. Но это никак не отменяет всего сказанного мной выше.

P.P.S. Тем не менее, всем спасибо за участие.

+1
Ответить

Ну а в XXI веке Китай - супердержава, занимающая по многим позициям в экономике, политике, искусстве лидирующие позиции

Есть такое сайт hightech, там часто упоминается Китай, просто воспользуйтесь поиском. В некоторых сферах он обогнал США:
«Китай развивает космическую отрасль в 5 раз быстрее США»

Китай доминирует в рейтинге суперкомпьютеров

Китай обогнал Британию в рейтинге самых инновационных стран

Япония и Китай бьют рекорды в промышленной робототехнике

К концу года мощность солнечной энергетики Китая достигнет 50 ГВт

«Китай на первом месте по развитию возобновляемой энергетики»

Затраты на науку
Второе место у Китая — $408,8 млрд. Этой стране  также принадлежит самый впечатляющий рост расходов на науку  за последние 2 десятилетия. С 1995 года Китай стал тратить на науку  в 22 раза больше. Это позволило переместиться ему с 7 на 2 место  в рейтинге и закрепиться там с большим отрывом — Япония отстает более  чем в два раза. В отношении к ВВП Китай тратит 2%, и этот показатель  также увеличился — в 4 раза — за последние 20 лет.

0
Ответить

Объяснения должны давать ответы, а не умножать вопросы.

Китай был и остаётся бедной страной. Его ВВП на душу населения $8.000 ниже среднемирового $10.000 даже после 30 лет бурного роста. Не только предыдущие 30 лет коммунистического правления довели страну до разорения – она была бедной и до коммунистов.

Не получается поставить знак равенства между «великим и развитым» Китаем с богатой культурой, с одной стороны уравнения, и реально бедным – с другой. Либо страна на самом деле не являлась бедной, что, однако, не соответствует действительности, либо что-то не так с «великим и развитым».

Китайская культура, декоративно-прикладная по своему характеру, разнообразна, своеобразна и очень переоценена, прежде всего, европейцами. Она указывает на наличие национальных талантов, но не идей, которые, воспламеняясь и цепляясь за благодатную почву национального сознания, вели бы к переменам и развитию, как это было в Европе.

Многочисленные изобретения остались никому не нужными отдельными изобретениями, тоже свидетельствующими о национальных талантах, но так и не сложившихся в прочную материальную базу развития.

Страна оказалась не в состоянии воспользоваться колоссальным преимуществом, которое стало залогом развития многих наций – открытый и широкий выход к тёплому морю. Не получилось ни флот развить, ни торговлю начать – всё общество было повёрнуто внутрь себя, было изолировано от внешнего мира.

Китай пропустил не только Промышленную революцию. Он пропустил ещё и революции научную, духовную, культурную (не по Мао), политическую – всё то, что сформировало современную, динамично развивающуюся и богатеющую европейскую цивилизацию. Тут речь уже не о том, что «пропустили», а что вообще изначально шли неправильным путём до начала 1980х, когда нужда, бедность заставили выбрать европейскую модель экономического развития.

Почему так получилось? Спасибо «богатой» китайской философии, в особенности конфуцианству, проповедовавшему подчинение, уважение иерархии и авторитетов, отказ от критического восприятия действительности, сильное авторитарное государство.

Выбрав европейскую экономическую модель, Китай не отказался от той формы власти, которая блокировала его развитие на протяжении тысячелетий, доведя его до нищеты.

Это не «особый» путь Китая – это путь к острому политическому конфликту, свидетелями которого мы станем через несколько лет. Китайское руководство уверено, что оно сможет сохранить рыночную модель развития при сохранении своей авторитарной власти. Много куда вкладывают инвестиций, активно занимаются экономикой, но фундаментальная проблема не решена. Китаю придётся встать на тот же путь, по которому пошли Япония, Юж.Корея, Тайвань и Гонконг. Только в этом залог его дальнейшего развития – в полной европейской модели.

-1
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью