Повлияла ли как-нибудь «Комната» Томми Вайсо на кинематограф?

2934
3
0
27 августа
13:33
сентябрь
2016

У каждого небесного тела есть какая-то сила гравитационного воздействия. Но у Солнца она одна, а у крохотного астероида - совершенно другая. 

Любой фильм, при условии, что он дошёл до кинозрителя, каким-то образом влияет на всю мировую кинематографию. "Рождение нации" Дэвида Уорка Гриффита и "Броненосец Потёмкин" Сергея Эйзенштейна - это огромные звёзды, вокруг которых сформировались целые системы. "Семь самураев" Акиры Куросава - крупная планета, на орбите которой вращаются многочисленные спутники: "Великолепная семёрка" Джона Стёрджеса и её всевозможные римейки и переосмысления, вплоть до пародийной картины "Три амигос!" и компьютерного мультфильма "Приключения Флика". 

В предложенной мною "кинематографической космологии" есть место и для таких странных тел, как "Комната" Томми Вайсо. "Комната" - это комета, которая описывает огромный эллипс на задворках Вселенной и очень редко оказывается в поле нашего зрения. В прошлый раз это случилось тогда, когда "Ностальгирующий критик" Дуглас Уокер сделал обзор на этот... кхм... по-своему примечательный фильм. Но уж постольку, поскольку картину Томми Вайсо кто-то смотрит (на "Кинопоиске" у неё уже 12 пользовательских рецензий, далеко не у каждой классической ленты есть столько!), и у кометы "Комната" есть своя сила гравитации. Какое-то микроскопическое воздействие на всю Вселенную в целом она всё равно оказывает. 

Более того, я бы не спешил списывать "Комнату" со всех счетов - ещё не известно, каков будет эффект, когда эта комета снова пролетит мимо нас. Вот снял советский режиссёр Павел Клушанцев в 1961 году коротенькую и до боли наивную фантастику "Планета бурь". Кажется, никто из отечественных зрителей её и не заметил - особенно на фоне тех шедевров, которые создавались в СССР в годы "оттепели". А потом этом фильм случайно попал в США, где вдруг произвёл очень большой резонанс в среде американских кинематографистов... и во многом заложил художественные основы для тамошней космической кинофантастики - включая "Звёздные войны" Джорджа Лукаса. А будет ли кто-то в здравом уме отрицать влияние "Звёздных войн" на историю мирового кино? 

  • Процитирую киноведа Евгения Харитонова: "...вспоминается известный эпизод с приездом в Россию Джорджа Лукаса. Когда прославленный создатель "Звездных войн" заявил, что мечтает познакомиться с маэстро Клушанцевым, функционеры от кино лишь недоуменно пожали плечами: "А кто это? Не знаем такого.""

Кинематограф, достигнув небывалых размеров, по-преднему остаётся тонкой системой "гравитационных" воздействий. Связи часто очень сложны и эфемерны: например, я могу наглядно доказать, что шизофренические "Утомлённые солнцем 2" Никиты Михалкова возникли из-за застарелой обиды, связанной с тем, что в 1979 году "Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофествиваля досталась "Апокалипсису сегодня" Френсиса Форда Копполы, а не "Сибириаде" Андрея Кончаловского (брата Михалкова). Неизвестно, когда и как аукнется тот или иной фильм. 

Приведу ещё один пример, правда, он скорее относится не к истории самого кинематографа, а к истории его восприятия. Американский фильм "Шинэндоа" Эндрю В. МакЛаглена 1965 года. У нас эта картина с трудновыговариваемым названием была ну вот совершенно никому не известна. Но вдруг, в 2008 году, в нашей стране появляется Либертарианская партия России, и тут оказывается, что "Шинэндоа", сюжет которой относится к Гражданской войне в США, является просто гимном и одой идеям либертарианства. Либертарианская партия устраивает в Москве кинопоказ этой картины, и "Шинэндоа" обретает в России ту жизнь, которую режиссёр вовсе и не предполагал для неё. Можете даже проверить - первая оценка на "Кинопоиске" появилась у этого фильма аккурат в 2008 году. 

Кстати, если читатель не знает, что такое "Комната" Томми Вайсо, я настоятельно советую посмотреть обзор на этот у... удивительный фильм:

Роман Жигунотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2
1
28 июля
21:17

На мой взгляд, фильм как минимум позволил сформироваться такому определению как "настолько плохой, что даже хороший". То есть это очень плохой фильм, который люди сознательно смотрят, потому что он плохой, чтобы этим насладиться. То же самое, например, с Птицекалипсисом или Троллем 2. Из наших фильмов это, пожалуй, Дети против волшебников. Поэтому, в какой-то мере, Комната сделала популярными многие наивные фильмы.

0
0
сентябрь
2016

Есть такой совершенно безумный режиссер - Эльдар Богунов. По моему глубокому убеждению, он является прямым последователем кинематографической традиции Томми Вайсо. Некоторые режиссеры - представители авторского кино не хотят довольствоваться системой Станиславского и предъявляют свои специфические требования к актерам. Посмотрите хотя бы на Джека Николсона или Малькольма Макдауэлла в фильмах Стенли Кубрика - режиссер явно не гонится за реализмом, устанавливая свои правила и создавая свой, особый кинематографический мир из натянутых нервов и сумасшествия. Тем же самым занимается и Томми Вайсо, выдумывая диалоги и поведенческие модели, как будто подслушанные и подсмотренные в параллельной реальности. Помещает совершенно потусторонних по своим повадкам героев в обыденные Нью-Йоркские (кажется) пейзажи. Очень странно кстати читать комментарии по поводу этого фильма от людей, которые очевидно путают плохую актерскую игру с режиссерским замыслом. Игра актеров здесь отличная. Все играют совершенно в одной интонации, как будто попали сюда по одному и тому же порталу, соединяющему нашу реальность с альтернативной, в которой все чуть-чуть по другому, но в общих чертах так же. Это самое волнительное. Что-то подобное можно наблюдать в фильмах Джима Джармуша, который транслирует свое особое восприятие и делает героев очень отстраненными и часто "себе на уме". Сразу такое ощущение, что ты, зритель, попал в новый и удивительный странный мир. Типо как Алиса в стране чудес.

Важная тема фильма "Комната" - жонглирование различными наработками и условностями психологических любовных трагедий по типу Бергмановских "Сцен из супружеской жизни". Многие сцены от туда сознательно изымаются, хитрым образом преломляются через этот новый, потусторонний контекст и сценарными усилиями доводятся до полного фарса с целью переосмысления и деконструкции. Вайсо работает с хирургической точностью, изыскания того же бергмана на поверку оказываются пустышкой. Пафос и драматизм развенчан, в комнате лежит разъятый труп старых кинолент, а Томми Вайсо своей мыслью устремляется в будущее, побеждая им же провозглашенный постмодернизм и к концу картины обретая новую, уже неоспоримую серьезность. 

Понимание картины Томми Вайсо необходимо для расшифровки культурного кода, содержащегося в фильмах другого вороного кинодела. Похожим образом выстраивает свою реальность и Эльдар Богунов. Его герои как будто откуда-то из того же мира, откуда и персонажи "Комнаты". Та же насупленная серьезность, многим кажущаяся комичной, крайняя скромность при выражении эмоций, отстраненность, достойная японских фильмов ужасов. У Эльдара ко всему этому добавляется еще и какой-то совсем уж странный инопланетный акцент, добавляющий изюминки в этот и без того экзотический коктейль. Прослеживаются реверансы в сторону эпохальных эротических сцен "Комнаты", которые Эльдар так талантливо реализовывает со своей главной актрисой Кроликом Георгием Блэком. В общем, я догадываюсь, что многие со мной не согласятся, но я считаю, что "Комната" положила начало целой кинематографической традиции, пока продолжаемой только Богуновым, однако имеющей большое будущее. В конце-концов, если бы не "Комната" вряд ли бы в таком же виде появились великие "Кровавая резня" и "реклама на сумки".

0
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта