Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Повлияла ли как-нибудь «Комната» Томми Вайсо на кинематограф?

КиноКинематографРежиссура
Анонимный вопрос
  · 6,6 K

У каждого небесного тела есть какая-то сила гравитационного воздействия. Но у Солнца она одна, а у крохотного астероида - совершенно другая. 

Любой фильм, при условии, что он дошёл до кинозрителя, каким-то образом влияет на всю мировую кинематографию. "Рождение нации" Дэвида Уорка Гриффита и "Броненосец Потёмкин" Сергея Эйзенштейна - это огромные звёзды, вокруг которых сформировались целые системы. "Семь самураев" Акиры Куросава - крупная планета, на орбите которой вращаются многочисленные спутники: "Великолепная семёрка" Джона Стёрджеса и её всевозможные римейки и переосмысления, вплоть до пародийной картины "Три амигос!" и компьютерного мультфильма "Приключения Флика". 

В предложенной мною "кинематографической космологии" есть место и для таких странных тел, как "Комната" Томми Вайсо. "Комната" - это комета, которая описывает огромный эллипс на задворках Вселенной и очень редко оказывается в поле нашего зрения. В прошлый раз это случилось тогда, когда "Ностальгирующий критик" Дуглас Уокер сделал обзор на этот... кхм... по-своему примечательный фильм. Но уж постольку, поскольку картину Томми Вайсо кто-то смотрит (на "Кинопоиске" у неё уже 12 пользовательских рецензий, далеко не у каждой классической ленты есть столько!), и у кометы "Комната" есть своя сила гравитации. Какое-то микроскопическое воздействие на всю Вселенную в целом она всё равно оказывает. 

Более того, я бы не спешил списывать "Комнату" со всех счетов - ещё не известно, каков будет эффект, когда эта комета снова пролетит мимо нас. Вот снял советский режиссёр Павел Клушанцев в 1961 году коротенькую и до боли наивную фантастику "Планета бурь". Кажется, никто из отечественных зрителей её и не заметил - особенно на фоне тех шедевров, которые создавались в СССР в годы "оттепели". А потом этом фильм случайно попал в США, где вдруг произвёл очень большой резонанс в среде американских кинематографистов... и во многом заложил художественные основы для тамошней космической кинофантастики - включая "Звёздные войны" Джорджа Лукаса. А будет ли кто-то в здравом уме отрицать влияние "Звёздных войн" на историю мирового кино? 

  • Процитирую киноведа Евгения Харитонова: "...вспоминается известный эпизод с приездом в Россию Джорджа Лукаса. Когда прославленный создатель "Звездных войн" заявил, что мечтает познакомиться с маэстро Клушанцевым, функционеры от кино лишь недоуменно пожали плечами: "А кто это? Не знаем такого.""

Кинематограф, достигнув небывалых размеров, по-преднему остаётся тонкой системой "гравитационных" воздействий. Связи часто очень сложны и эфемерны: например, я могу наглядно доказать, что шизофренические "Утомлённые солнцем 2" Никиты Михалкова возникли из-за застарелой обиды, связанной с тем, что в 1979 году "Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофествиваля досталась "Апокалипсису сегодня" Френсиса Форда Копполы, а не "Сибириаде" Андрея Кончаловского (брата Михалкова). Неизвестно, когда и как аукнется тот или иной фильм. 

Приведу ещё один пример, правда, он скорее относится не к истории самого кинематографа, а к истории его восприятия. Американский фильм "Шинэндоа" Эндрю В. МакЛаглена 1965 года. У нас эта картина с трудновыговариваемым названием была ну вот совершенно никому не известна. Но вдруг, в 2008 году, в нашей стране появляется Либертарианская партия России, и тут оказывается, что "Шинэндоа", сюжет которой относится к Гражданской войне в США, является просто гимном и одой идеям либертарианства. Либертарианская партия устраивает в Москве кинопоказ этой картины, и "Шинэндоа" обретает в России ту жизнь, которую режиссёр вовсе и не предполагал для неё. Можете даже проверить - первая оценка на "Кинопоиске" появилась у этого фильма аккурат в 2008 году. 

Кстати, если читатель не знает, что такое "Комната" Томми Вайсо, я настоятельно советую посмотреть обзор на этот у... удивительный фильм:

https://www.youtube.com/embed/YrqmtR48tgA?wmode=opaque

Киноман до мозга костей. Студент направления "Реклама и PR"  · 7 мар 2018

Как минимум, именно благодаря фильму «Комната» Томми Вайсо, Джеймс Франко снял своё лучшее, на сегодняшний день, произведение - «Горе-творец», сыграв в нем роль самого Вайсо, и получив Золотой глобус.

Студент, известный эстрадный певец  · 28 сент 2016
Есть такой совершенно безумный режиссер - Эльдар Богунов. По моему глубокому убеждению, он является прямым последователем кинематографической традиции Томми Вайсо. Некоторые режиссеры - представители авторского кино не хотят довольствоваться системой Станиславского и предъявляют свои специфические требования к актерам. Посмотрите хотя бы на Джека Николсона или... Читать далее