Иван Иваныч
август 2015.
814

Существует ли хоть один достоверный, точно датированный, не поддающийся искажению и фальсификации артефакт древней истории?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
3
1 ответ
Поделиться

Что значит "существует ли"? Конечно.

Я буду говорить в основном о письменных источниках, потому что слово артефакт позволят толковать во многих смыслах.

В основе исторической науки лежит такой раздел как источниковедение. Это раздел науки занимающийся исследованием источников, разработкой методов их исследования, классификацией и типологией, и, соответственно, занимается проверкой подлинности. Когда мы начинаем исследовать источник (предположим, что это сферический в вакууме источник), мы сразу проводим внешнюю и внутреннюю критику источника, т.е. мы исследуем, что говорит источник об исследуемых событиях, как он встраивается в уже существующую картину мира, что говорит нового, а что нам уже известно. Мы ищем его соприкосновения с другими источниками (если это, скажем, летописи или западноевропейские хроники) на предмет заимствования в этот источник или из этого источника. Мы исследуем самого автора: пытаемся выяснить кто он, каковы уже его источники информации, откуда он был родом, из какого слоя, что мог знать и видеть, о чём он хотел сказать, о чём сказал, о чем не хотел говорить, но сказал и о чём умолчал. Это внутренняя критика. Затем мы проводим источниковедческий синтез, обобщая всю найденную информацию мы выносим вердикт: верить ли источнику, что нового он привнёс.

Существуют также вспомогательные(иногда называются специальные) исторические дисциплины: палеография(изучение шрифта), сфрагистика(эмблемы), геральдика, нумизматика и многое другое. Они позволяют нам взглянуть не только на информацию, но и на внешний вид сферического источника в вакууме. Скажем, велесова книга прежде всего палится именно на палеографии - она использует буквы, шрифт которых сформировался в 18-20-х веках. По личному опыту, читать документы петровского периода очень сложно из-за шрифта, допетровского - и вовсе невозможно без специальной подготовки(typejournal.ru), примеры можно найти в книге "Азбука и скоропись XVII века для наглядного изучения".

Лингвистическая наука нам тоже помогает верифицировать источники, но так как я не лингвист, отправлю вас к А.А. Зализняку «Слово о полку Игореве»: взгляд лингвиста, которая с позиций лингвистической науки доказывает оригинальность "Слова".

Любой источник, особенно древние, проходят через огромное количество экспертиз как гуманитарного, так и естественного характера - и слом(на предмет искусственного состаривания), и исследование химического состава материала для письма, чернил, исследуется даже характер эрозии от писчих приспособлений. Гуманитарные науки исследуют как источник появился, умещается ли он в мире, имеющейся системе знаний, не противоречит ли кардинально тому, что было(естественно, что Велесовой книге, отрицающей весь массив документов и материальных свидетельств веры нет - фотографии дощечек и бумаги против тонн археологического материала? Увольте! Я говорю о противоречиях именно таких масштабов).

Это же можно применить и к археологическим артефактам, если мы сузим смысл до этого значения. При этом "точная датировка" размывается, если мы не имеем письменных сведений. Однако естественно-научные методы(и иногда эксперимент в экспериментальной археологии) позволяют нам выяснить уместен(в значении мог ли быть произведён. Понятно. что механические часы, созданные высокоточными современными станками и не испытавшие эрозии, не уместны в контексте Месопотамии, где не найдено ни одного свидетельства работы станков) ли тот или иной артефакт в контексте той или иной культуры две-три тысячи лет назад. очевидно, что пирамиду Хеопса никто строить не будет, однако известны методы, которыми проводилась добыча, доставка, укладка камней, чтобы там ни говорили о пришельцах, построивших пирамиды.

Исследование и проверка источника на подлинность - это сложное и увлекательно дело, в котором заняты не один-два человека, а вся наука и десятки людей на протяжении десятков лет. Фальшивки разоблачаются, а настоящие источники, будь они хоть двухтысячелетней давности всегда проходят проверку.

3
-1

Все это у вас историков довольно солидно выглядит, вот только у семи нянек дитя без глазу - огромное количество фантазий, нестыковок, бессмысленностей и т.п., особенно в древней истории. Учат вас разным историческим дисциплинам, вот только не учат раскованному мышлению, применению к истории естественных наук и математики (от одного её упоминания историки просто впадают в транс), не учат простой формальной логике и здравому смыслу, а главное, не учат нонконформизму в науке - как противостоят диктату авторитетов и начальников.

-5
Ответить

Вы просто не знакомы с математическими методами в истории. Вообще, вы попросту не знакомы с исторической наукой. Вам кажется, что кроме археологии и бумаги ничего не существует? Нет. Даже если просто забить в гугл "математические методы в истории", то вылезет куча лекций. Есть курс лекций такой: kpfu.ru В учебнике по методологии истории Ковальченко есть целый раздел. посвященный математическим методам. ЧСВ набухло? Из своего же опыта: приходилось рассчитывать объём воздуха в газовых камерах Освенцима, пользоваться указателем Мерка для исследования циана, вникать во влияние удушающих газов на клетку. БОльшие по объёму работы, посвященные техническим аспектам Холокоста привлекают гораздо больший технический материал. А уж обвинять историков экономики и географии в незнании "естественных наук" - глупость. Исследования в русле "большой истории", Big History, требуют привлечения знаний и навыков во всех сферах, так как история откладывается от большого взрыва. Исследования взаимодействия человека с природой, энергией требуют привлечения других наук. В "Великорусском пахаре" огромное вступление с обзором почв центральной России и метеорологических условий русской равнины. Работы Альфреда Кросби о Колумбовом обмене построены именно на исследовании распространения и вымирания сельскохозяйственных культуры, животных и распространении новых болезней после открытия Америки на североамериканском континенте и Евразии.

Нам в РГГУ читалась и историческая география о взаимодействии географии и истории, готовилась к введению экологическая история о взаимовлиянии экологии и человека, и много чего ещё, что просто не перечислить.

Именно благодаря раскованному мышлению и пересмотру авторитетов произошли перевороты виде Школы Анналов, лингвистического поворота, историческая наука продолжает делиться, вплоть до каких-то разделов вроде фискальной истории, о влиянии налогообложения на развитие государства. Но если вы не знаете о Школе Анналов и поворотах второй половины 20-го века, о чём с вами говорить?

+4
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью