Что могло бы стать настоящей скрепой для российского общества?

2586
3
0
27 августа
13:20
август
2015

Повторю фразу Тэтчер о том, что нет такой вещи как общество, а есть отдельные мужчины и женщины. Скрепа предполагает, что нужно что-то скрепить, а иначе оно развалится. Люди во многих странах разобщены: в США, Великобритании, Бельгии, наконец, но хаос и анархия не наступают.

Не нужно искать какие-то мифические скрепы, когда главная скрепа- это взаимное уважение, "живи и дай жить". Пусть государственный аппарат занимается обеспечением трех вещей: охраной жизни, охраной собственности и созданием инфраструктуры, а кому как жить и с кем скрепляться люди сами решат.

44
0
август
2015

Я уже года два или даже больше сооружаю эту скрепу в своих текстах - мне кажется, общество может объединить консенсус по поводу того, что власть как в советские, так и в постсоветские времена была враждебной силой по отношению к народу, всячески ему вредила и эксплуатировала его. Если шире, то было бы здорово научиться воспринимать историю России не как «мы победили Гитлера» или «мы ввели войска в Прагу», а «мы восставали против них в Тамбове и Новочеркасске, а они сажали нас в Магадан». История народа и история государства - это две разные истории. Вот я бы ориентировался на такую, как вы говорите, скрепу.

Олег Кашинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
33
2
август
2015

Скрепы ищут и сооружают тогда, когда их нет.

Задайте себе вопрос: в чем смысл слова "скрепа", и можно ли ее "соорудить" или "найти", если речь идет о социальном океане?

И в чем будет смысл "сооруженной" или "найденной" скрепы для миллионов?

Представьте себе, что каждое утро некто забывает связь с собой вчерашним. И каждый день у него уходит на то, чтобы вновь соединить в какое-то единство движения своих рук, ног, взгляда и мышления. Такой человек болен. Можно даже думать, что он существует только как разваливающаяся биологическая машинка. Он неспособен принять самого себя.

- Это метафора, конечно. Потому что в "обществе" могут не действовать аналогии с личным развитием и жизнью. Но эта метафора полезна.

Присмотритесь к истории России.

Задайте себе простой вопрос: а вообще в какой мере и в каком смысле можно говорить об обществе в России? О государстве "Россия"? Есть ли вообще в России "общество" или "государство"?

В чем разница между плохо организованной преступной группировкой и "государством"?

В чем разница между сельским коллективом крепостных крестьян и "обществом"?

- Эти вопросы следует себе задать для того, чтобы фейковое словоупотребление не заслонило суть проблемы.

Кажется, никогда в истории России ни одно "мы" не предполагало вполне материальный груз ответственности за то, что сделали "они". Этот эффект виден в обоих вышестоящих ответах на Ваш вопрос.

Мы ни в чем не виноваты, мы ни за что не несем ответственность. Это все сделали они.

Далее вместо "мы" и "они" подставляются различные социальные/национальные/классовые/институциональные и т.д. группы. А воз остается там же, где он был последние лет 200-500.

Причина отсутствия "скреп" - именно в этом категорическом массовом нежелании принять на себя значительной частью людей (лично каждым) необходимость заплатить по долгам родителей и дедов.

(Как заметил Довлатов - 4 миллиона доносов кто-то же написал. Не Сталин их писал сам себе. Это просто - пример.)

В каком-то смысле можно говорить, что общество "на Западе" разрознено и индивидуалистично, да. Но заметьте на примере Германии, каких усилий стоило принятие многими индивидами ("эгоистами") ответственности за содеянное в годы правления фюрера. Эту ответственность взяли на себя лидеры, с ней согласилось множество людей, и от нее не отказался никто на протяжении 70 лет.

Речь идет не о коллективной вине, а о коллективной ответственности - о согласии заплатить и платить всегда за вину родителей. Эту плату вносил и вносит каждый немец.

Это и есть единственная скрепа.

Желание же вместо этой ответственности придумать новый способ начать с нуля, спихнуть все на "них", ничего не платить - это фейк.

Поиск скреп, выдумывание "мы", "они" - это попытка в очередной раз не заплатить за катастрофу. Это путь к новым катастрофам.

5
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта