Однозначного ответа на этот вопрос не существует, потому что такого рода успех никогда не бывает продуманным, предсказуемым и запланированным. Когда его пытаются запланировать, обычно его как раз не происходит. В российском блокбастерном кино, в наших больших фильмах таких случаев, когда надеялись побить рекорды и не смогли, было очень много. Напротив, я очень хорошо помню, что в том же самом «Сталинграде», рекорд которого побил «Последний богатырь», продюсеры и режиссеры сомневались. Не в фильме, а в том, что его пойдет смотреть столько народу. Здесь та же самая история: никто особо не верил в то, что возможно снять на теперешнем временном промежутке фильм, который сюжетно и тематически будет продолжать линейку советских сказочных картин и который при этом понравится теперешней молодой публике, которая, казалось бы, совершенно в другую сторону смотрит. Что она будет на это смотреть, что зрителей не смутит явный дисбаланс между бюджетом этого фильма и бюджетами фильмов аналогичного жанра, сделанных в Голливуде. Понятно, что России далеко до этих финансовых возможностей.
Случилось невероятное, и мне кажется, это результат сочетания и профессиональной продюсерской работы, и складного сценария, и хорошего кастинга. Самое главное, с одной стороны, он пробился к подкорке нашего зрителя, и это неожиданно сейчас обнаружилось. Эдакое советское «В гостях у сказки», по которому, оказывается, многие тоскуют, даже когда оригинальное «В гостях у сказки» не смотрели. А с другой стороны — стилистика Comedy Club, теперешнего интернет-юмора, главным потребителем которого является молодежь. В образе главного героя, попадающего в сказочное королевство из современной Москвы, очень органично все эти качества соединились. Получилось складное, забавное, трогательное и совершенно цельное с точки зрения сценария кино. И зритель это оценил.
Не сказал бы, что этот фильм сделан по аналогии с чем-то другим. Мне кажется, в этом, возможно, объяснение его успеха. Он довольно оригинальный получился. Больше всего он похож на предыдущий опыт той же самой корпорации Disney — детский семейный фильм «Книга мастеров» российского производства. Только «Последний богатырь» сделан лучше, богаче, профессиональнее. Других аналогий я не припомню.
Дисней же)