Прежде всего, Япония тут не является каким-то удивительным исключением: и Сингапур, и Южная Корея, и Финляндия, и Швеция, и многие другие страны сумели добиться очень высокого уровня экономического развития, не обладая большими запасами полезных ископаемых.
Другими словами, наличие природных ресурсов вовсе не является необходимым (ровно как и достаточным) условием для достижения экономического успеха. Хотя есть страны, которые при наличии природных ресурсов сумели стать развитыми (США, Канада, Норвегия, Великобритания и т.п.), зачастую ресурсы только мешают из-за так называемого ресурсного проклятия (wikipedia.org).
Помимо прочего, дело в том, что природные ресурсы однородны в том плане, что, скажем, нефть, где бы ее ни добывали, нефтью и останется. Рынок природных ресурсов таков, что получить на нем преимущество за счет инноваций сложно: потребителям все равно, у кого покупать ресурсы. Поэтому добыча ресурсов может дать стране дополнительный доход, но в то же время она ставит страну в сильную зависимость от состояния мировой экономики и спроса на ресурсы, а также не создает предпосылок для долгосрочного экономического успеха.
Для развития экономики гораздо важнее создание каких-то уникальных товаров, которые выгодно отличаются от продукции конкурентов. Так, например, японские автомобили во всем мире имеют репутацию наиболее надежных, и именно поэтому многие потребители предпочитают покупать именно продукцию японских автопроизводителей.
В современных условиях, когда именно дорогие высокотехнологичные товары играют большую роль, гораздо важнее не наличие природных ресурсов, а умение производить качественные и высокотехнологичные вещи. А для этого нужен человеческий капитал (в частности, хорошее образование и высокая культура производства), умение создавать и внедрять в производство инновации (опять же, нужно хорошее образование и высокий уровень научных исследований, а также защита прав собственности, которая защитит предпринимателей, использующих инновации) и тому подобные вещи.
И залогом экономического успеха Японии стали трудолюбие, качественное образование и т.д., которые позволили стране производить качественные автомобили, фотоаппараты, телевизоры и т.д. и, благодаря высокому качеству, завоевать ведущее место на мировом рынке этих товаров.
Замечательное объяснение того, почему ресурсы не являются решающим фактором роста.