Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что первичнее в искусстве – форма или содержание?

Искусство и культура
Abyss Walker
  · 3,7 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 26 нояб 2017  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Это ложная дихотомия. Форма не является пакетом молока, косметикой или суммой технических ограничений. Содержание не является жестко установленным смыслом, тем более "тайным".

Они не два и не одно — это просто два слова, которыми в профессиональном сообществе пользуются для удобства коммуникации, и которые за пределами искусствоведческого контекста не имеют почти никакого смысла.

В досократовскую эпоху, механика функционирования идолов и кумиров состояла в том, что форма идола не была изображением божества так, как икона является изображением святого — идол и был божеством, в буквальном смысле. Его форма была его телом, даже если он не находился там постоянно. Причина такой связи была в самих особенностях восприятия материи — она вся была божественная уже по своей сути. Если между морем и Нептуном нет разницы, то почему должна быть разница между Нептуном и статуей Нептуна?

Кто из них первичен? Первичен ли кто-либо?

С тех пор, с локальными вариациями, изменилось на удивление мало. Се Хэ в пятом веке писал о живописи как о движении костей. Изображение тетрархии при Диоклетиане перестаёт быть изображением человека и становится изображением схемы. Разница между остальными апостолами и Иудой в средневековых гравюрах изображается одним эллипсом. Классицизм мог оценивать ценность картины по тому, насколько благородны изображенные там животные. Столики в "Стакане абсента" Дега висят в воздухе. Малевич и Кандинский изображают абстракцию как набор абстрактных предметов. Зонтаг (в шутку) пишет, что эротика нужнее искусству, чем герменевтика. "Три стула" Кошута могут меняться в каждой отдельной инсталляции, но структурная форма их неизменна.

И так далее. Форма, с самого начала существования искусства, всегда была его же и содержанием — хотя нюансы того, как именно она была этим содержанием, во все эпохи оказывались другими.

Собственно, именно это делает формальный анализ вообще возможным — что на предмет можно смотреть с учетом неполной степени контекста, или вне контекста вообще.

Просто если не изучать искусство достаточно системным образом, это неочевидно. А чтобы это было очевидным, могу предложить вот что: вместо того чтобы смотреть на предмет искусства как на упаковку и содержимое, смотрите на него как на огонь. Упаковка и содержимое всегда будут входить у вас в голове в конфликт соответствий, особенно если контекст предмета неочвиден. А форма и содержание огня состоят просто в том, что он очень горячий.

Глеб, напишите, пожалуйста,
почему Зонтаг говорила в шутку? Интересно, не слышал раньше такого!
Спасибо!

историк идей, теоретик литературы  · 22 мар 2016
Категории "форма" и "содержание" ставятся под сомнение, если описываются явления массовой культуры. В этих явлениях форма сводится к использованию готового оформления, а содержание -- к транслируемым идеям, которые могут выбирать разные носители. Поэтому для исследования массовой культуры подходит другой аппарат: социология культуры и искусства, исследование и критика... Читать далее
Мining (добыча полезных ископаемых). христианин.  · 30 нояб 2018
конечно важнее содержание - с верным содержанием и форма подтянется..Но обратное уравнение не верно. В сказке про Гадкого утенка это хорошо показано. О нем другие птицы делали выводы на основании его "формы" и жестоко ошиблись. Однако не стоит делать из этих двух сторон непримиримые антагонизмы - хорошо и то и другое, просто содержание первичнее. Два толка. Одни... Читать далее
Автор блога о живописи Telegram @art_painters_ru и Instagram @art_painters.ru  · 18 окт 2017
Направлений в современной живописи довольно много, и они очень разные. Например, есть гиперреализм, когда отличить картину от фотографии на первый взгляд очень сложно. Конечно, тут важна техника. Художники этого направления пишут воду, разбитые яйца, людей, людей под дождем. Как такого философского сюжета в них нет. Есть абстрактный импрессионизм. Самый известный его... Читать далее
Студентка, художница, творческий человек, полиглот, интроверт, зожница, люблю спорт.  · 6 окт 2017

Я не знаю, как считают другие, но лично для меня - важно и то и другое. Если я смотрю на чей-то рисунок и подмечаю "на глаз" какую-то несостыковку или ошибку в анатомии (технике), то меня это может оттолкнуть. Идеально, когда и техника и сюжет картины совместимы два в одном.

Программист, хакер, сноб, кухонный философ, эксперт во всех вопросах(нет).  · 25 нояб 2017
Потому, что содержание ты додумаешь за себя. А вот форму ты никак не изменишь. Взять стих: если у него нет размерности, если ты спотыкаешься об каждое слово, это уже большой недостаток. А вот если автор не заложил в него какой-то особенный смысл и написал бред, то читать может подумать "Ага! На самом деле он таким образом хотел скрыть неочевидный смысл и отсеять низкоинт... Читать далее
Арт-директор  · 7 окт 2017
"Современная живопись" – довольно широкое определение. К каким-то направлениям не применимо понятие "сюжет", а к каким-то "техника". Ну и сами понятия "сюжет" и "техника" тоже довольно размыты. Так, например, говоря о картинах Васи Ложкина, думаю, нельзя сказать, например, что техника у него хромает, за то сюжеты хороши. Там как раз всё очень гармонично. Вообще, важны... Читать далее
Первый
Артиска, софистка, аквалангилста  · 30 нояб 2018

Ну тут очевидно. Разумеется форма. Люди не смотрят на содержание. Хочет чего-то достичь - работай над обложкой. Красивое дерьмо с удовольствием жрут.

Кто сказал, что так считается? Искусство создается как угодно автору, который может содержание ставить на первое место. Например, в концептуализме форма не имеет значения, а важна только идея.

Это как красивая девушка - сначала западают на форму, а только потом на содержание. Кого заинтересует её содержание, если формы нет? Хотя, впрочем, если женская форма хороша, то содержание точно всем пофиг. )))