Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему Асадов плохой поэт?

ЛитератураПоэзия
Артем Шиков
  · 12,9 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 28 нояб 2017  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Ну поехали.

Поскольку главным аргументом против любой критики Асадова неизбежно будет его черная лицевая повязка, то я сразу оговорюсь, что проявляю наивысшее возможное уважение к военному подвигу Асадова. Довезти без половины лица грузовик с припасами, а потом после этого еще вдобавок стихи писать – это круто, товарищи, чуть не сказал "дай Бог каждому".

Но стихи этим не легитимизируются – и уж точно не в той степени, в которой Асадов был легитимизирован по всей стране великой.

Асадов говорил о себе, что его стихи – о его читателях, но с тем же успехом мог бы просто сказать, что это стихи читателей – рабочих нетворческих профессий, любителей и нелитераторов, которым впервые в жизни захотелось что-то зарифмовать. Рядовой текст Асадова почти невозможно отличить от любого рандомного текста в колонке "Стихи в газету" — отличие Асадова только в его объемах. "А может, всё было не так бы / Случись эта ночь после свадьбы." – и так сорок семь книг подряд.

Тексты Асадова настолько очевидно ужасны, что даже доказывать это несколько неудобно, и к тому же что вырванные из контекста примеры производят впечатление то ли почти талантливой пародии, то ли намеренного примитивизма.

Формально, это полный набор всех худших ошибок рифмованной поэзии: слова-затычки ("говорить-то об этом и то смешно"), нагромождение согласных ("словно б вам"), ужасные рифмы ("казбек - человек", многократно и в разных падежах), пошлейшие метафоры ("ледок спокойных глаз"), постоянное вторжение совершенно неуместных клише ("с печатью вдохновенья на челе"), и каждый текст обязательно будет по 16 строф, и обязательно закончится восклицательным знаком!

И если кто-то уже занес руку над клавиатурой чтобы напомнить мне, что форма это только часть текста, а главное содержание, то боюсь что с содержанием всё намного, намного хуже. Чем серьезнее Асадов просит читателя воспринимать то, о чем пишет, тем сложнее это воспринимать всерьез. Это становится смешно:

"Так вспыхни и брызни во все концы, / Наш гнев, наша дружба и светлый разум, / Чтоб все шовинисты и подлецы / Везде, как клопы, передохли разом!"

Ну что, чувствуете... эм... гнев?

Неслучайно Асадов почти не печатался в собственно литературных журналах — у него самого не было никаких иллюзий по поводу своего положения в литературном процессе. В журналах тогда был Слуцкий. На соседних страницах их было бы не поставить. Евтушенко и Ахмадулину не жалели — сами напросились, в конце концов — а старика зачем обижать, и так инвалид ведь.

При этом, я охотно верю, что многие, ходившие на концерты — действительно всем этим задевались. То есть, людей задевали не тексты (такой текст невозможно даже без запинки прочесть) — люди задевались самим фактом приобщения, когда им в огромном зале, в якобы культурном контексте, возвращали их собственные сентенции. Это великое достижение поп-культуры — быть великим кишечником.

Расстраивает тут вовсе не то, что такая поэзия существует — есть, в конце концов, вещи и хуже — партийный официоз, к примеру. Расстраивает — что приобщение к Асадову никак не приближает читателя к собственно хорошей литературе. Оно не приведет его ни к Серебряному веку, ни к футуристам, ни к романтикам, ни к Шекспиру — оно приведет его к шестидесятникам, позднесоветскому шлягеру и юмористическим детективам — в лучшем случае — а если в худшем, то и к брезгливому непринятию всяких других, более сложных и спорных форм.

За чем, как правило, следует и опошление оных — когда тем же, что человек вычитывает у Асадова, он начинает оценивать и Есенина. Это уже откровенное дно.

Так что вот. Человек же Асадов был, судя по всему, прекрасный. Простой, честный, сопереживающий своим персонажам, любящий читателей и коллег, никого не сдававший, ничего не делавший для славы или наживы. Дай Бог каждому.

А если не придираться к мелочам и просто читать, видеть не просто скопления согласных? Я считаю, Асадов хороший... Читать дальше
Многодетная мама, человек с трудным характером  · 19 февр 2018
Если вам действительно интересно, плохой ли поэт Асадов, рекомендую почитать Дмитрия Быкова. "Советская литература. Краткий курс". Там есть глава Баллада об Асадове. Прочитав его статью несколько лет назад, я пересмотрела свои взгляды на творчество Асадова, и, хотя и не полюбила его (как с юности некоторые мои знакомые), но перестала смотреть на его творчество так... Читать далее
Простите, а что есть плохой/хороший? Да, с литературной точки зрения у Асадова есть огрехи. "Вдруг..", "почему"... Читать дальше
Первый
Эдуард Асадов с далёкой юности один из любимых поэтов. И негоже современникам рассуждать о том, хороший он или плохой поэт. По меньшей мере это просто отвратительно. 
Так выйди из интернетов, протошнись отвратительностью, да ляг поспи. Никто тебя не заставляет читать этот "отврат"... Читать дальше
Первый
Асадов - мой любимый поэт. Именно из-за содержания стихов. Не скажу, что самый, т.к. люблю и Тютчева с Фетом - ещё в девять лет ими зачитывалась, и Гумилёва - его часто бессмысленная, но очень живописная поэзия буквально заворожила и пленила меня, шестнадцатилетнюю. И "Мцыри" я когда-то на треть заучила (дальше запалу не хватило). И "Витязь в тигровой шкуре" - мрачная... Читать далее
Глупость Вы говорите. "Как жену чужую, обниму берёзку" Это чувство не для всех. Бывает, что чужою жена может быть... Читать дальше
Копирайтер, переводчик  · 13 февр 2019
Сравним Асадова с маститыми современниками.  Асадов: > История с печалью говорит > О том, как умирали фараоны, > Как вместе с ними в сумрак пирамид > Живыми замуровывались жены. > > О, как жена, наверно, берегла > При жизни мужа от любой напасти! > Дарила бездну всякого тепла > И днем, и ночью окружала счастьем. Слуцкий: > Вы не были в районной бане > В периферийном... Читать далее