Артем Шиков
ноябрь 2017.
4319

Почему Асадов плохой поэт?

Ответить
Ответить
Комментировать
6
Подписаться
3
2 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Ну поехали.

Поскольку мы все понимаем, что главным аргументом против любой критики Асадова неизбежно будет его чорная (sic) лицевая повязка, то давайте я сразу оговорюсь, что проявляю наивысшее возможное уважение к военному подвигу Асадова. Довезти без половины лица грузовик с припасами, а потом после этого еще вдобавок стихи писать – это круто, товарищи, чуть не сказал "дай Бог каждому".

Но стихи этим на автомате не легитимизируются – и уж точно не в той степени, в которой Асадов был легитимизирован по всей стране великой.

Асадов говорил о себе, что его стихи – о его читателях, но с тем же успехом мог бы просто сказать, что это стихи читателей – доярок и фрезеровщиков и прочих чрезвычайно разборчивых в литературном плане людей. Это любительская открыточная поэзия, доведенная авторским трудоголизмом до эстрадного апогея. "А может, всё было не так бы / Случись эта ночь после свадьбы." – и так сорок семь книг подряд.

Приводить примеры, если честно, довольно сложно, поскольку будучи вырванными из контекста, его строчки производят впечатление то ли почти талантливой пародии, то ли намеренного примитивизма – но если, скажем, у Заболоцкого подобные приемы были частью последовательного авторского метода, то Асадова, чтобы оценить весь масштаб катастрофы, нужно читать подряд. Только так становится ясно, что все это пишется на полном серьезе.

"Так вспыхни и брызни во все концы, / Наш гнев, наша дружба и светлый разум, / Чтоб все шовинисты и подлецы / Везде, как клопы, передохли разом!"

Святая Мария среди туркменов...

Тексты Асадова настолько очевидно ужасны, что даже доказывать это несколько неудобно. Это всякое отсутствие размера и ритма практически во всех текстах, слова-затычки ("говорить-то об этом и то смешно"), нагромождение согласных ("словно б вам"), ужасные рифмы ("казбек - человек", многократно и в разных падежах), пошлейшие метафоры ("ледок спокойных глаз"), постоянное вторжение совершенно неуместных клише (жена бухгалтера, мечтавшая о спутнике "с печатью вдохновенья на челе", серьезно), и так далее – и каждый текст обязательно будет по 16 строф, и обязательно закончится восклицательным знаком!

Неслучайно Асадов почти не печатался в собственно литературных журналах – у него самого не было никаких иллюзий по поводу своего положения в иерархиях изящной словесности. В журналах тогда был Слуцкий. На соседних страницах их было бы не поставить. Евтушенко и Ахмадулину не жалели – сами напросимшися бо – а старика зачем обижать, и так инвалид ведь.

При этом, я охотно верю, что многие, ходившие на концерты – действительно всем этим задевались. То есть, людей задевали не тексты, поскольку такой текст невозможно даже без запинки прочесть – люди задевались самим фактом приобщения, когда им в огромном зале, в якобы культурном контексте, возвращали знакомые им сентенции. Это великое достижение поп-культуры – быть великим кишечником.

Расстраивает тут вовсе не то, что такая поэзия существует – есть, в конце концов, вещи и хуже – например, комары. Расстраивает – что приобщение к Асадову ни на дюйм не приближает читателя к собственно хорошей литературе. Оно не приведет его ни к Серебряному веку, ни к футуристам, ни к романтикам, ни к Шекспиру – оно приведет его к шестидесятникам, позднесоветскому шлягеру и юмористическим детективам – в лучшем случае – а если в худшем, то и к брезгливому непринятию всяких других, более сложных и спорных форм.

За чем следует, как правило, и опошление оных – когда тем же, что человек вычитывает у Асадова, он начинает оценивать и Есенина. А вот это, товарищи, уже дно.

Так что вот. Человек же Асадов был, судя по всему, прекрасный. Простой, честный, сопереживающий своим персонажам, любящий читателей и коллег, никого не сдававший, ничего не делавший для славы или наживы. Дай Бог каждому.

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
45
Прокомментировать

Если вам действительно интересно, плохой ли поэт Асадов, рекомендую почитать Дмитрия Быкова. "Советская литература. Краткий курс". Там есть глава Баллада об Асадове.

Прочитав его статью несколько лет назад, я пересмотрела свои взгляды на творчество Асадова, и, хотя и не полюбила его (как с юности некоторые мои знакомые), но перестала смотреть на его творчество так сурово как раньше ;)

Да и в целом книга у Быкова получилась интересная, советую к прочтению.

1

Простите, а что есть плохой/хороший? Да, с литературной точки зрения у Асадова есть огрехи. "Вдруг..", "почему", вставленные ради рифмы, и так далее. Но есть и потрясающе сильные метафоры. А  в плане содержания, психологической точности - придраться не к чему. И это, на мой взгляд, важнее, чем, например, безупречное со стилистической точки зрения, но по сути бессмысленное "Пять коней подарил мне мой друг Люцифер И одно золотое с рубином кольцо".  Да и не написал бы человек, хорошо понюхавший пороху и понимающий, что в жизни действительно важно, такую ахинею, да простят меня поклонники Гумилёва. А культовое блоковское "По вечерам над ресторанами..." о чём? О том, как пьяница пришёл в кабак, увидел даму лёгкого поведения и, окутанный винными парами, напридумывал себе романтики. 

 Без "чорной полумаски" он точно так же собирал бы залы, просто у него было бы больше возможностей редактировать, больше ярких образов.

Вообще, зачастую Асадова терпеть не могут, в основном, мужчины. Потому что на фоне, например, ловеласа Тютчева, или алкаша Высоцкого, или сифилитика Блока легко выглядеть героем. А на фоне настоящего героя Асадова - чуть труднее. И стихи у него порой по самым больным местам "сильной половины" бьют, например, "Трусиха" - а ведь чистейшая правда. Вот и выискивают, в чём он плохой. Быков, например, непотятно по какому праву считающий себя образцом изысканного вкуса а 80% населения Союза/ России - быдлом, вообще сравнивает Асадова с "Зайкой моей". Но 1. сравнивать такие вещи - недопустимо, 2. "Зайка моя" тем и хлам, что это наспех нашлёпано ради рифмы, чтобы "зажечь" публику и в конечном итоге оскотинить. Завидует, не иначе. Лучше бы в спортзал записался и в форму в себя привёл, тогда, может быть, и женщины не на его телеса начнут обращать внимание, а на его самого. А его конъюнктурные стишки, может быть, с литературной точки зрения и "вылизаны", но с содержательной - гниловатые.

Асадов каждое своё слово "выстрадал ", как говорил Ч.Т. Айтматов, и апеллировал к лучшим чувствам. После прочтения его стихов хочется работать над собой, становиться лучше. В этом и есть истинно высокое искусство.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить