Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что такое "эффект владения"?

ПсихологияЭкономика+2
Аида Арсланова
  · 1,2 K
Интернет, мемы, медиа, культура, антропология, страдания  · 30 дек 2017

Эффект владения — это ФЕНОМЕН в психологии человека, который заключается в том, что человек больше получает удовольствия от владения каким-либо предметом, а не от возможности им овладеть. Был отмечен в 1970-ом году экономистами Ричардом Талером и Даниелем Канеманом. В своей книжке «Думай медленно… решай быстро» Талер объясняет его так:

К примеру, у вас на руках билет на концерт популярной группы, который вы приобрели за номинал – 200 долларов. Вы – страстный фанат группы и запросто заплатили бы до 500 долларов за билет. Билет у вас есть, и вы читаете в Интернете, что более богатые или более отчаянные поклонники предлагают 3000 долларов. Продадите? Если вы такой же, как большинство зрителей аншлаговых концертов, то не продадите. Ваша минимальная продажная цена – выше 3000 долларов, а максимальная покупная – 500 долларов. Это пример эффекта владения, который поставит в тупик приверженца стандартной экономической теории.

Из-за боли потери и расставания с предметом очень многие как раз билет бы и не продали, несмотря на очевидную выгоду. Как дополняет сам Талер, такой эффект обычно распространяется на «товары использования», нужные для получения удовольствия (вино, билеты). Такой же трюк с равноценными предметами обмена не работает — человек совершенно спокойно расстанется со своей суммой денег, покупая обувь или разменивая другому человеку деньги, потому что здесь нет такой «потери». Благодаря такому эффекту человек, который владеет предметом, может давать ему неадекватную стоимость, в то время как человек без него даст более объективную оценку его цене.