Можно я уточню вашу постановку вопроса. Есть некий товар А, который пользовался умеренным, прогнозируемым спросом на протяжении длительного периода, а потом неожиданно спрос на товар резко возрос.
Вариантов несколько. Прекратилось производство этого товара. Самый суровый пример. В одной из стран Юго Восточной Азии работал огромный завод, который делал подшипники. Пришел ураган, и завод серьезно пострадал, и приостановил свою работу. В течении нескольких недель спрос на компьютерные жесткие диски резко возрос. Вопрос - в чем причина. А причина в том что для всех, аж трех, производителей жестких дисков подшипники делал именно этот завод, после остановки которого сократились поставки на рынок жестких дисков, и резко вырос спрос, так как потребность не уменьшилась.
Вариант два. Паника в стиле - их мало осталось, они исчезнут. Типичный пример гречневая крупа, спрос на которую. несколько лет назад резко возрос, так как появились недостоверные слухи о том что гречки осталось мало, и до нового урожая не хватит.
Бывают и другие паники, например когда скупали йод на Дальнем Восток РФ, в связи со слухами возможных проблем радиационного характера в связи с испытаниями в Северной Корее.
Вариант три. Ожидание резкого подорожания. Санкт-Петербургский метрополитен объявил о повышении тарифов через месяц, и мгновенно выстроились очереди за жетончиками, так как граждане пытались купить впрок товар, который гарантированно подорожает.
Это я про массовые случаи, но бывают и локальные паники и сознательное уменьшение предложения с целью поддержания высокой цены на товар. Типичный пример это продукция известных брендов haute couture где искусственно создается ажиотаж и ощущение невозможности получить товар, так как его уже не будут производить.
Спасибо большое за ответ! Но созрел резонный вопрос: а как создаётся тогда искусственный ажиотаж?