Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему некоторые люди обладают "чувством прекрасного" и какой в этом эволюционный толк?

ЧеловекЧувства+2
Динозавр
  · 3,8 K
физик-теоретик в прошлом, дауншифтер и журналист в настоящем, живу в Германии  · 17 нояб 2017

Само по себе "чувство прекрасного" - эволюционно-нейтрально

  • Это довольно случайный побочный эффект существования эволюционно-полезной системы "нравится" / "не нравится", во-первых. 
  • Во-вторых, НЕКОТОРЫЕ человеческие предпочтения являются врожденными, а НЕКОТОРЫЕ из врожденных - эволюционно-полезны (есть и нейтральные, например). Это сказывается на особенностях восприятия. 
  • В третьих, "чувство прекрасного" во многом - просто результат научения. А сама способность учиться предпочитать (воспринимать как "нравящееся" / "прекрасное") что-то одно (а другое, наоборот, отвергать как "не нравящееся" / "безобразное") - в целом эволюционно-полезно.
    Замените "чувство прекрасного" на более адекватное "нравится". Какие-то объекты нравится видеть, какие-то звуки - слышать. Какие-то другие оставляют безразличным, третьи - отталкивают, пугают и т. д. На ощущения от обоняния, вкуса и осязания традиционное понятие "чувства прекрасного" не распространяется, но "нравится" и "не нравится" здесь тоже есть в той же мере.

Есть ли "эволюционный толк" в том, что нечто одно "нравится", а другое - наоборот? Да, конечно. Толк в том, чтоб делать (в среднем) нечто полезное и избегать делать (в среднем) нечто вредное. Например, определенные анатомические пропорции свидетельствуют (не гарантируют, но коррелируют) о хорошем мужском/женском здоровье и плодовитости. Симметрия лица и тела - это тоже о здоровье. Если не сиюминутном, то в прошлом (детство, эмбриональное развитие). Ну вот вам многие классические стандарты красоты в изобразительном искусстве и скульптуре. От искусства "эволюционного толка" нет, а от выбора здорового и плодовитого сексуального партнера - очень даже есть, А кого вы выберете в первую очередь? Того, кто "нравится"!

"Нравящееся" не обязательно побуждает к сближению, как в сексе, но всегда приковывает внимание. Людям нравится смотреть на представителей семейства кошачьих. Особенно - на крупных, но близко общаться с крупными не тянет обычно. Есть тут "эволюционный толк"? Да, это были наши злейшие враги. Особенно - африканский леопард, чье меню во многом состоит из живущих в саванне приматов (павианов, например). А в недалеком прошлом в его рацион входили и живущие в саванне гоминиды. Входили бы и сейчас, но у людей есть копья и ружья, их много и они мстительны. Раньше с ружьями и даже копьями было не столь хорошо.

Есть "эволюционный толк" пристально наблюдать из безопасного места за злейшим и опаснейшим врагом? Не давать ему уйти из виду, незаметно спрятавшись неподалеку? Подмечать повадки, способ охоты, сильные и слабые места? Есть, вернее был. А в наследство от беззащитного прошлого остались величественные кошачьи как символы правителей и/или как объект демонстрации превосходства великого царя даже над "самим" леопардом или львом. А также непропорционально большое присутствие крупных хищников в передачах о животных и крупных кошачьих - по сравнению с прочими крупными хищниками. Как прекрасен завораживающий образ природного врага, который когда-нибудь убъет и съест нас! Просто глаз не оторвать!..

Итак, само существование системы "нравится" / "не нравится" имеет эволюционную подоплеку. НЕКОТОРЫЕ врожденные особенности этой системы - тоже. Но это не значит, что такую подоплеку имеет абсолютно все из области "чувства прекрасного". Человек - обучаемая тварь. Привитые с детства общественные стандарты и/или личные биографические события влияют на индивидуальное восприятие. Полезна такая обучаемость для выживания? Да, несомненно! Но это не значит, что все выученное непременно полезно и имеет собственный "эволюционный толк".

    • *

Что касается общественных стандартов, сравните классическую европейскую музыку, попсу, музыку Китая, арабского Востока, африканских племен... У каждой есть свои поклонники, обычно - просто привыкшие с детства. А мне, неспециалисту, общим кажется, разве что, наличие почти в любой музыке хоть какого-то ритма (повторяемости).Бог весть, какой биологический (эволюционный?) бэкграунд стоит за чувством ритма и его позитивным эстетическим восприятием, но это свойство всех культур и большинства людей. Остальные музыкальные пристрастия обусловленны культурно, а не эволюционно.

То же и с визуальным восприятием. Симметрия, узкие бедра и широкие плечи у мужчины, широкие бедра у женщины - это достаточно универсальная эстетика по физиологическим причинам. Позитивное восприятие "луноликой красавицы" (плоское лицо с глазами-щелками) - это уже местная культурная особенность (других красавиц в этой популяции сроду не было - вот и возлюбили то, что есть). Предпочтение крепких полных женщин или астеничных худышек - культурная особенность, связанная с условиями жизни популяции. Биологический оптимум - крепкая, широкобедрая и толстая (не тощая, хотя бы). Родит без кесарева, выносит и выкормит ребенка в голод. Отклонения от физиологического оптимума могут успешно культивироваться только в неестественных условиях. Астеничных красавиц могли позволить себе (не вымирая при этом) только аристократы, которым была гарантирована еда, а ребенку - кормилица из простолюдинок. Крестьяне не могли и их идеал женской красоты был примерно тем же, что у кроманьонцев каменного века (эволюционно обусловленным). Бедра - пошире и сиськи - побольше. Сейчас полно жратвы для всех, есть искуственное питание и современная медицина (тоже для всех) и общество начало позволять себе антиэволюционные "аристократические" стандарты красоты. Узкобедрых тощих манекенщиц, например.

Наконец, есть много чисто случайных предпочтений, не имеющих ничего общего (или противоположного) с эволюцией или условиями существования. Просто так случайно получилось, что у всех или многих людей есть какие-то врожденные предпочтения - эволюционно-нейтральные. А отдельный индивид может по более или менее случайным причинам иметь вообще какие угодно врожденные или приобретенные вкусы, не связанные ни с эволюцией, ни с обществом.

Спасибо, но всё-таки почему более умственно- одарённые люди ( почти все)- считают прекрасным одно и тоже?- Закат... Читать дальше
Пенсионер. Оптимист. Верю в лучшее время для Земли и человечества.   · 28 сент 2021
Чувство прекрасного — одно из качеств, отличающее человека от животных. Понять, как человеческий мозг воспринимает красоту, невозможно. Прежде всего, наши чувства передают мозгу информацию о звуках, запахах, цветах и формах предметов, которые привлекают наше внимание. Но чувство прекрасного — это гораздо больше, чем результат электрохимических импульсов, просто... Читать далее
видеограф, ikuzmin.com  · 17 нояб 2017
Чувство прекрасного, а также чувство вины, любви, ревности, тревоги, тоски, потребность в самореализации, тяга к развитию, творческие порывы, любознательность и прочие исключительно человеческие свойства - это всего лишь побочный эффект нашего чрезвычайно развитого мозга. Строго говоря, в эволюционном смысле нам это все не нужно. И некоторые, как мы видим на примере... Читать далее
Заговор... кругом заговор... Детектив- 8 букв, Картошко- тоже 8 букв! 8+8=16-3 (аватарка+имя+фамилия)=... 13!!!!!!... Читать дальше
Санитарка на пенсии  · 4 авг 2021

Тут даже рассуждать нечего, достаточно оглянуться на человеческую историю и сравнить искусство первобытных времён и последующих, потом сопоставить его с моральным обликом соответствующих обществ, и всё станет ясно.

Художник. Дизайнер по образованию. Пишу картины. Занимаюсь стеклянной мозаикой. Изучаю...  · 7 окт 2021
Чувтвом прекрасного обладают все люди, только одни занимаются, тем чтобы это прекрасное, которое они почувствовали, донести другим людям, а другие этим не занимаются, просто живут с ним. А так же, есть люди, которые имея чувство прекрасного, хоть и хотят донести, но у них не получается передать это именно так, как они почувствовали. И есть еще один нюанс, есть люди... Читать далее