40911
5
0
25 августа
23:43
август
2015

Не буду цитировать Википедию, зайду с другой стороны. В Британии очень много было и есть закрытых клубов и обществ. Не знаю почему, наверное менталитет к этому располагает. Причём эти клубы редко связаны с религией, но все они закрытые, т.е. только для своих. Это могут быть литературные клубы, охотничьи, какие угодно. А вот масоны - это такой философско-религиозный клуб, который начинался где-то на рубеже XVI - XVII столетия как клуб каменщиков.

Каменщик - одна из древнейших профессий, совсем не чернорабочая. Считалось, что секреты каменной кладки передавались каменщиками из поколения в поколение. С древнейших времён самые массивные каменные строения носили сакральный характер - это чаще всего храмы. Чтобы построить величественный храм, нужно использовать секреты каменщиков. И получалось, что каменщики ближе всего к жрецам и священству.

Масонские клубы или, как принято называть, ложи образовывались из артелей каменщиков. В то время они, конечно, не были какой-то особой кастой. Почему вдруг они приняли на себя наследие тамплиеров и розенкрейцеров, обратились в мистицизм - вообще неизвестно. Это общество с тайнами, закрытое общество, но не тайное. Почти сразу масоны появились и во Франции. Возможно даже французские масоны считают, что они появились раньше, но я думаю иначе.

Масонов волнуют вопросы религии, мистики, мироустройства, миропорядка и влияния на этот миропорядок. Сейчас масонские общества сильно разрослись и представляют собой совсем не то, что представляли изначально. Рискну предположить, что не менее четверти этнических англичан, проживающих в Англии, являются масонами. И карьеры людям обеспечиваются по масонской линии. В Лондоне есть большой Freemasons Hall в районе Ковент Гарден, там есть музей масонства, библиотека. Можно прийти, посмотреть, поговорить с масонами. Я был, мне понравилось.

Артём ТюринОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
154
4
август
2015

Отвечу на дополнительный вопрос Маргариты о целях масонства. Прежде всего, нужно понять, что "масонов" как единой организации не существует. Существует множество направлений или уставов масонства, у которых могут быть совершенно разные цели и правила. При этом стоит иметь в виду, что различные направления масонства часто находятся в состоянии активной конкуренции и даже вражды.

Наиболее ортодоксальные формы масонства не принимают в свои ряды женщин, не принимают атеистов и запрещают обсуждение политических вопросов на собраниях, в то время как, например, французкие масоны (в частности, "Великий восток Франции") свободно принимают в свои ряды атеистов и более политизированы. Среди избегающих политических тем некоторые направления масонства (например, в ложах "Устава Мемфиса-Мицраима") ориентированы на изучение, так сказать, "оккультных наук", в то время как другие представляют собой своего рода филантропические клубы, основной деятельностью которых является взаимопомощь и благотворительность.

Если говорить о том, что происходит в ложе во время собрания, то там проводятся масонские ритуалы, большинство из которых к настоящему времени достаточно подробно описано в литературе, а также зачитываются доклады на различные темы, чаще всего, о масонском символизме и учении. Некоторые ложи практикуют специальные собрания, куда приглашают не-масонов, в частности, для чтения докладов. Например, я в прошлом году читал лекцию по истории религии в масонской ложе "Устава Мемфиса-Мицраима" в Москве.

Чтобы было понятно, насколько практика проведения докладов и лекций в масонских ложах распространена, скажем, в США, можно отметить, что у крупнейшего американского философа XIX века Р. У. Эмерсона есть программное эссе "Трансценденталист", которое опубликовано с подзаголовком "A Lecture read by Ralph Waldo Emerson at the Masonic Temple, Boston, January, 1842" ("Лекция, прочитанная Ральфом Уолдо Эмерсоном в Масонском Храме, Бостон, Январь 1842").

Станислав ПанинОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
38
0
октябрь
2016

Всемирный орден вольных каменщиков (масонство) – древнейшее из ныне существующих посвятительных обществ, братство свободных верующих людей, полагающее своей главной целью совершенствование своих членов и через них – всего мира. И целью ордена и средством достижения этой цели является работа его членов – вольных каменщиков – над собой во имя приближения к нравственному идеалу, соответствующему учениям религий, избранных для себя каждым из них, а также согласно эзотерическим и философским традициям разных веков и разных народов. Поэтому основными методами работы орден считает изучение этих священных традиций и размышление над их символами и идеями.

Традиционно учение ордена сообщается посвященным посредством символов и аллегорий, как это было принято в разные эпохи в обществах посвященных во всем мире. Масонские теоретики полагают, что учение древних Мистерий дошло до нашего времени в форме символов, в которых каждый новопосвященный находит нечто свое, поскольку истинное посвящение носит исключительно субъективный характер, в каждом из случаев в значительной степени являясь самопосвящением, ведь никто не сможет заставить человека постигнуть таинства, если человек сам того не желает. Но если этот человек искренне стремится к их познанию, он рано или поздно постигает их, преломляя через призму собственного сознания и таким образом усваивая и перерабатывая их внутри себя, в силу собственных образования, ума и личных нравственных качеств.

Поэтому закономерно, что в масонстве не существует строгих догматов, нерушимых принципов и постулатов. Можно говорить только об относительной неизменности его организационных принципов, так называемых ландмарок. В области идеологии масонство открыто для любых толкований и интерпретаций. Это общество людей свободных, разумных и нравственных, полагающих своим долгом совершенствование собственной природы и оказание помощи в этом совершенствовании своим ближним.

В современном виде масонство появилось в Шотландии, Англии, Германии и Франции на рубеже XVII – XVIII вв. и с тех пор распространилось по всему миру, в особенности прижившись в континентальной Европе и Америке. Масонство является продуктом, носителем и распространителем европейской культуры, во многих странах превратившись в эпоху Просвещения в источник первой светской идеологии, оказавший существенное влияние на судьбы европейской цивилизации.

Евгений КузьмишинОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
10
0
показать ещё 4 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта