Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
55
10 ответов
Поделиться

Не буду цитировать Википедию, зайду с другой стороны. В Британии очень много было и есть закрытых клубов и обществ. Не знаю почему, наверное менталитет к этому располагает. Причём эти клубы редко связаны с религией, но все они закрытые, т.е. только для своих. Это могут быть литературные клубы, охотничьи, какие угодно. А вот масоны - это такой философско-религиозный клуб, который начинался где-то на рубеже XVI - XVII столетия как клуб каменщиков.

Каменщик - одна из древнейших профессий, совсем не чернорабочая. Считалось, что секреты каменной кладки передавались каменщиками из поколения в поколение. С древнейших времён самые массивные каменные строения носили сакральный характер - это чаще всего храмы. Чтобы построить величественный храм, нужно использовать секреты каменщиков. И получалось, что каменщики ближе всего к жрецам и священству.

Масонские клубы или, как принято называть, ложи образовывались из артелей каменщиков. В то время они, конечно, не были какой-то особой кастой. Почему вдруг они приняли на себя наследие тамплиеров и розенкрейцеров, обратились в мистицизм - вообще неизвестно. Это общество с тайнами, закрытое общество, но не тайное. Почти сразу масоны появились и во Франции. Возможно даже французские масоны считают, что они появились раньше, но я думаю иначе.

Масонов волнуют вопросы религии, мистики, мироустройства, миропорядка и влияния на этот миропорядок. Сейчас масонские общества сильно разрослись и представляют собой совсем не то, что представляли изначально. Рискну предположить, что не менее четверти этнических англичан, проживающих в Англии, являются масонами. И карьеры людям обеспечиваются по масонской линии. В Лондоне есть большой Freemasons Hall в районе Ковент Гарден, там есть музей масонства, библиотека. Можно прийти, посмотреть, поговорить с масонами. Я был, мне понравилось.

172

История с тамплиерами вкратце такая:

После их разгрома Филиппом Красивым, тамплиеры пересмотрели свой вектор развития, порешив, что вместо войны необходимо созидание, поэтому меч превратился в мастерок и молоток, а физический Соломонов храм в Иерусалиме – в духовный храм мудрости. Так появилось слово масон- каменщик, созидающий.

В обрядовости масонства, его степенях посвящения, есть отсылки, напрямую восходящие к рыцарству, например: кастелян, великие рыцари, кадош ets. Строительная тематика, если верить «генеалогии» каменщиков, берет свое начало из сказаний о строителе храма Хираме, в которых рассказывается о нечестивых учениках, возжелавших получить от мастера секрет «великого Геометра» и убивших Хирама, орудиями своего ремесла: линейкой, циркулем и деревянным молотком, за отказ выдать великий секрет.

Гиперкритическая история масонства из гильдий строителей, возводивших крупные сооружения в Европе, имеет некоторые неувязки, например: первая постоянная ложа возникла в Англии только в 16 веке в эпоху Возрождения, когда большинство соборов уже было построено и гильдии с цехами стали анахронизмом. Плюс немаловажно, что буде масонство-изобретение английских рабочих, вряд ли оно могло завоевать всю Европу и стать привлекательным для представителей древних и знатных аристократических родов.

+13
Ответить

Я соглашусь, что тамплеры решили пересмотреть свой вектор развития, но только эта философия развивалась не как клуб по увлечениям. Дело в том , что тамплиеры это воины крестовых походов и во все времена находились люди , которые на некоем этапе задумывались, насколько соответствует завоевательная политика церкви с Евангельской проповедью и историей. Поргужение в исторический анализ привел к тому, что в иудейскои оригинале Иосиф назван строителем, что было исторически более верно, так как в это время перестраивался храм в Иерусалиме и там работали избранные императором личности. У иудеев все строители каменьщики, вот и получились " вольные каменьщики" , как "истинные последователи " Евангелского учения , как они себя считали. Правда потом уже сюда прибавилась нумерология (кабала, как сейчас ее принято называть) и астрология, а так же изучение философских течений. Большинство раскольников и бунтарей в официальной церкви изначально позиционировали себя как борцы за истину, как и многие сейчас. Но исторический аналих показывает, что если эти течения не подавляются в самом начале, то уходят в подполье, где за не имением преемственности традиций и прекращения общения с официальной религией, либо пользуются не очень адекватными источниками и постепенно превращаютс в клубы по интересам или секты, в конце концов изживая себя.

+2
Ответить

Артем, а можно, допустим, прийти туда (или в какое-то другое собрание масонов) и попроситься вступить в масонскую ложу? Если да, то что для этого нужно? Там ведь какие-то обряды и испытания проходят, или это все мифы?

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

Насколько мне известно, там для вступления нужна рекомендация двух действующих членов ложи, потом они наводят какие-то справки о кандидате, беседуют с ним, и, позднее, сообщают о принятом решении. Но это нужно будет посещать заседания и заниматься изучением символизма масонских ритуалов и так далее.

+2
Ответить
Прокомментировать

Отвечу на дополнительный вопрос Маргариты о целях масонства. Прежде всего, нужно понять, что "масонов" как единой организации не существует. Существует множество направлений или уставов масонства, у которых могут быть совершенно разные цели и правила. При этом стоит иметь в виду, что различные направления масонства часто находятся в состоянии активной конкуренции и даже вражды.

Наиболее ортодоксальные формы масонства не принимают в свои ряды женщин, не принимают атеистов и запрещают обсуждение политических вопросов на собраниях, в то время как, например, французкие масоны (в частности, "Великий восток Франции") свободно принимают в свои ряды атеистов и более политизированы. Среди избегающих политических тем некоторые направления масонства (например, в ложах "Устава Мемфиса-Мицраима") ориентированы на изучение, так сказать, "оккультных наук", в то время как другие представляют собой своего рода филантропические клубы, основной деятельностью которых является взаимопомощь и благотворительность.

Если говорить о том, что происходит в ложе во время собрания, то там проводятся масонские ритуалы, большинство из которых к настоящему времени достаточно подробно описано в литературе, а также зачитываются доклады на различные темы, чаще всего, о масонском символизме и учении. Некоторые ложи практикуют специальные собрания, куда приглашают не-масонов, в частности, для чтения докладов. Например, я в прошлом году читал лекцию по истории религии в масонской ложе "Устава Мемфиса-Мицраима" в Москве.

Чтобы было понятно, насколько практика проведения докладов и лекций в масонских ложах распространена, скажем, в США, можно отметить, что у крупнейшего американского философа XIX века Р. У. Эмерсона есть программное эссе "Трансценденталист", которое опубликовано с подзаголовком "A Lecture read by Ralph Waldo Emerson at the Masonic Temple, Boston, January, 1842" ("Лекция, прочитанная Ральфом Уолдо Эмерсоном в Масонском Храме, Бостон, Январь 1842").

48
Прокомментировать

« — Что это за масоны такие? — спросил он. — Как бы это тебе попонятнее объяснить, — начал я. — В двух словах не скажешь. Есть много версий, написаны десятки книг… Но если все-таки в двух словах, это такое тайное общество… — Какое же оно, на хрен, тайное, если о нем десятки книг написаны? Это вроде как у нас на стройке тайное общество было. Три парня стройматериалы с площадки коммуниздили и на сторону продавали, а нам, чтобы молчали, каждый день выпивку ставили. Прорабу, правда, деньгами отдавали… — Накрыли их? — Не-е… До сих пор коммуниздят! — Ну вот, — кивнул я, — а ты про масонов удивляешься. То же самое…»

— Ю. Поляков, «Козленок в молоке»

13
Прокомментировать
Читать ещё 7 ответов
Ответить