Gent Regger
ноябрь 2017.
75295

Зачем в СССР строили, преимущественно, станции метро глубокого заложения, если в разы дешевле строить станции мелкого заложения?

Ответить
Ответить
Комментировать
14
Подписаться
2
12 ответов
Поделиться

Во-первых, станции глубокого заложения строили  не только в СССР (в Лондоне, например, на линиях с участками глубокого заложения даже ходят поезда другого профиля, более низкие и с полукруглой в сечении крышей). Стокгольмское метро c его знаменитыми необработанными сводами ряда станций тоже вряд ли можно было бы построить иначе как глубоким заложением. Такое не сделаешь из типовых железобетонных конструкций: для этого нужно взрывать или бурить породу.

Источник

Во-вторых, далеко не все советские станции метро - глубокого заложения. Больше половины первой очереди Московского метрополитена (от "Библиотеки имени Ленина" до "Парка культуры" и до "Киевской" нынешней Филевской линии) - станции мелкого заложения, как и большинство станций на окраинах города. Станции глубокого заложения строили в основном в центре города, где плотная высокоценная застройка не позволяла копать на поверхности. 

Ну и, конечно, военные соображения сыграли роль: скажем, станции центральной части Арбатско-Покровской линии, а также Кольцевой линии, строившиеся в 1940-50-е годы, после начала Холодной войны и на фоне свежей памяти немецких бомбардировок Москвы, явно проектировались с функцией бомбоубежищ.

107
-7

Прокопали лопатами Сокольники - Комсомольская. Центр предпологали проходить эстакадами. Что бы это было!! Ширина улиц не позволяла проложить тоннель открытым способом, как под Русаковской. Некоторые просто невозможно было надолго перекрыть. Купили щит у англичан, поучились, сделали свой клон. И пошли под узкими улочками. Прокладке новых линий уже мешали существующие, они уходили ниже. На метро была возложена функция гражданской обороны, включая станции мелкого заложения. Так что основная причина глубокого заложения инженерно-строительная необходимость.

+56
Ответить

Есть сведения, что первые линии метро глубокого заложения в центре Москвы прокладывали с использованием уже существующих подземелий.

О какой высокоценной московской застройке идёт речь, если первые линии московского метро проходят под центрами крупных улиц. Тверской, например.

Может быть это прозвучит парадоксально - но всё, что было до Войны - дело тёмное. Правды теперь не найдёшь.

-1
Ответить

в первую очередь копали ниже подземной москвы которая со своими приколами.. Проще ведь идти по материковой породе, чем каждый раз натыкаться на непредсказуемые пустоты. А за кольцевой там уже подземок меньше, там можно и повыпендриваться.

-1
Ответить
Ещё 7 комментариев

Приезжайте в Нижний Новгород! Стоя на дороге, ощущаешь вибрацию от проходящего внизу метропоезда

+2
Ответить

@Sergej Kirchstein, в Москве такое тоже бывает

0
Ответить

Лайк за фото красивейшей станции метро Автово в Санкт-Петербурге . Она кстати мелкого заложения

+3
Ответить

Головой думали. Не все же думают анусом.

+1
Ответить

Просто эти тонели не рыли а откапывали. Поймет кто в курсе

-1
Ответить

В СССР Путин был мелким клерком, не имел возможностей гадить.

-4
Ответить

@Леонид Брежнев, гадят мелкие, и клерки в том числе.. Именно мелкие гадят. великим свойственно свершать и вершить. Людям свойственно думать... не так как вы, а головой. И.. Не надо свои мысли(да ещё и такие) позиционировать на то, что вам лично не доступно и не понятно. Постарайтесь понять величие положения, и уже с той высоты посмотрите на свои мысли.. хотя, о чём это я? (дизлайк не мой =))

+1
Ответить
Прокомментировать

Станции мелкого заложения сооружаются открытым способом: отрывается котлован, в нем возводится станционный комплекс, включающий в себя непосредственно станцию и перегонные тоннели, эскалаторы, как правило, не используются ввиду небольшой глубины заложения станции - 20-40 метров от поверхности.

Перегонные тоннели сооружаются из железобетонных секций, могут быть одно-, двух- и многопролетными. Используются сборно-монолитные и сборные элементы конструкций, прямоугольного (квадратного) сечения, поскольку нагрузка от грунта и зданий на поверхности невысокая. Технология сооружения проще и, как было замечено, дешевле, поскольку задействуется мало спец.техники. Не надо закупать дорогущий проходческий щит, строить вертикальные стволы, надшахтные здания, организовывать подъем/спуск породы/материалов в забой.

Но не всегда можно вот так просто взять и отрыть котлован: неблагоприятная геология (слабые, малопрочные породы, например, глины, суглинки, пески) и гидрогеология (подземные воды, плывуны) не позволят так запросто отрыть котлован, укрепить его должным образом и поддерживать состояние в течение всего срока строительства. Также по трассе перегонных тоннелей и на месте самой строящейся станции могут проходить различные коммуникации: коммунальные тоннели, канализация и т.п.

Кроме того открытый способ строительства требует изоляции протяженных участков поверхности, потому что нужно и котлован отрыть для стартового комплекса и станции, и еще траншею для перегонных тоннелей. При закрытом способе на поверхности минимальная изоляция территории, только для стволового комплекса с копром и для организационно-технологических операций (маневры техники, склады матералов, здания абк, мастерские и пр.) А все работы ведутся под землей.

Безусловно, закрытый способ дороже и дольше по продолжительности, и условия проходки часто бывают непростые, но с геологией не поспоришь. В Петербурге почти все станции (кроме Ленинского проспекта, Автово и Пр.Ветеранов) глубокого заложения, потому что город стоит на болоте, везде глина. В Москве почти все станции мелкого заложения, благоприятная подземная обстановка.

Зато станции глубокого заложения более вариабельны в плане конструкции и оформления. Есть по истине колоссальные и грандиозные сооружения!

Такие конструкции станций мелкого заложения располагаются очень близко от поверхности, в 20-40 метрах

Антон Шушеринотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
36
-3

Да, можно погуглить фото как Автово строили -- перекрывали Стачек. Перекрой сейчас его и что с городом будет.

+8
Ответить

АНДРЕЙ ЛАРИОНОВ Когда строили Автово, это был 1955 год, личный автомобиль был редким явлением, а путепровода над ж/д путями не было вовсе, так что тогда это не вызвало заторов, пробок и каких либо других затруднений, но если брать тот же Красносельский р-н в котором уже давно планируют открыть как минимум одну станцию «Юго-Западную» то думаю что в этом месте весь город точно не встанет, пути для объезда есть, Автово когда то тоже был глухим районом

+4
Ответить

Да, я в курсе насчет когда строили Автово. Там даже регулируемого перехода через Стачек в этом месте еще долго после строительства метро не было! Просто зебра и всё )

+3
Ответить
Ещё 1 комментарий

АНДРЕЙ ЛАРИОНОВ Ну вот, я об этом же, это был глухой район, там тогда можно было строить открытым методом, и точно так же что мешало строить Международную таким же открытым методом, там до открытия станции особо сильного трафика не было

+2
Ответить
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Проживаю в Санкт-Петербурге. Иначе, чем станции губокого заложения у нас строить нельзя: гидрология! Реки и канала пересекаю город, а построен он "на болоте", то есть подземныз вод тоже много, отдельными территориями обводнения и подземными руслами. Так что строительство глубоких станций в нашем городе - суровая необходимость и инженерный подвиг!

20
0
Прокомментировать

Само метро в СССР- на случай войны. Предполагали сделать бомбоубежищем В Москве . В годы Вов огромное количество людей спасло от бомбежек немецких захватчиков

18
-4

Перечесление некоторых

https://moskva-central.ru/ulitsa-myitnaya-metro/ центральных станций московского метрополитена.

+3
Ответить
Прокомментировать

Станции и тоннели мелкого заложения дешевле строить не в разы, а примерно в 1,5 раза, при этом требуются меньшие сроки, и меньше используется слабо механизированный труд. Станцией мелкого заложения называют станцию, построенную открытым способом в котловане, а станцией глубокого заложения - построенную закрытым способом, независимо от реальной глубины заложения. Для котлована необходимо место, он во многих случаях требует перекрытия или сужения автомобильных дорог и переноса подземных коммуникаций. Перенос подземных коммуникаций, который может сделать станцию мелкого заложения более дорогой, чем станцию глубокого заложения, называется основной причиной выбора глубокого заложения.

В центре Москвы высокая плотность подземных коммуникаций, много узких улиц с автомобильными пробками, мало свободных мест для котлованов, и нет возможности устроить технические зоны для будущего строительства метрополитена. Поэтому станции в центре Москвы, кроме некоторых станций первой очереди, строятся глубоким заложением. В ряде случаев выбор глубокого заложения может быть вызван сложными условиями типа обводненных грунтов. Из-за этого большая часть метрополитена Петербурга построена глубоким заложением. Но современные методы строительства позволяют использовать мелкое заложение и в этом случае, и многие новые станции в Петербурге строятся мелким заложением.

Тоннели разделяются на тоннели глубокого и мелкого заложения по глубине. Глубоким заложением считается глубина тоннеля более 15 метров. Большинство тоннелей мелкого заложения строится закрытым способом с использованием современных тоннелепроходческих комплексов, которые не всегда используются для тоннелей между станциями глубокого заложения из-за сложности строительства монтажных и демонтажных камер большого размера на большой глубине. Поэтому большая часть глубокого Дмитровского радиуса строилась буровзрывным способом.

В случае строительства тоннелей закрытым способом также обычно не требуется переносить подземные коммуникации. Дома можно строить только над тоннелями глубокого заложения. Из-за этого в последнее время в Москве часть станций строится открытым способом в глубоких котлованах. В сталинское время после строительства первой очереди почти все станции строились глубоким заложением из-за соображений использования, как бомбоубежищ, затем в СССР и его бывших республиках большую часть метро стали строить мелким заложением.

14
0

Ну а как же в Париже, в центре тоже коммуникаций много и застройка плотная, но даже центральные станции, мелкой глубины

+5
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 7 ответов
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью