Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Античная литература - это кладезь прекрасных идей для сюжетов. Почему же не так много фильмов снимают на эту тему?

ИсторияЛитература+3
Anastasia Bezukhova
  · 1,2 K

Вы спрашиваете именно о прямых экранизациях античной литературы, не о фильмах на античные сюжеты? 

Небольшой список классики: "Царь Эдип" Пазолини (1967), "Сатирикон" Феллини (1969). "Черный Орфей" Марселя Камю (1959) - осовремененный и перенесенный в Бразилию сюжет об Орфее и Эвридике, Золотая пальмовая ветвь и "Оскар" за лучший иностранный фильм. Ну и по "Медее" Еврипида есть фильм Пазолини с Марией Каллас и телефильм Ларса фон наше все Триера. "Трою" Петерсена или "Одиссею" Кончаловского тоже упомянем. Наконец, у знаменитого режиссера эротических фильмов Валериана Боровчика есть "Искусство любви" http://www.imdb.com/title/tt0085182/?ref_=nm_flmg_dr_6 по Овидию.

Но вообще:

  • основной массив античной литературы просто не сохранился, ряд сюжетов нам известен только в позднейших пересказах. Почитайте это роскошное интервью http://gefter.ru/archive/22719 От Еврипида дошло около двадцати пьес из около девяноста, от Софокла и Эсхила на двоих еще меньше. Обнаружение пары новых строк Сафо может стать значимым культурным событием.

  • не все проблемы и сюжеты античной литературы при дословной экранизации найдут отклик у современного зрителя. Вот Эдип, например, о том, что от судьбы не убежишь. Если тебе суждено стать самым несчастным человеком, убийцей отца и кровосмесителем, так тому и быть, к каким бы уловкам все не прибегали. Сейчас такая позиция, гм, не в моде, мейнстримовый взгляд состоит в том, что предопределения нет, у каждого есть право хотя бы попытаться быть счастливым (pursuit of happiness из Декларации независимости США) и т.д. Комедии Аристофана содержат множество отсылок к конкретным реалиям политической жизни Афин того времени, вне контекста многое останется непонятным зрителю. 

С другой стороны в общем-то вся современная западная литература и, следовательно, кино стоит на фундаменте литературы античности, хотя это и не единственный источник (вот, например, Ветхий и Новый заветы еще). "Моя прекрасная леди" - это "Пигмалион" Шоу, в основе которого миф о Пигмалионе и Галатее. Переложения сюжетов античности гораздо чаще выглядят примерно как "Моя прекрасная леди" - это "Пигмалион" Шоу, в основе которого миф о Пигмалионе и Галатее из "Метаморфоз". "Благоволительницы" Литтелла (не фильм, роман, но уж очень хороший пример) основаны на сюжете об Оресте.

Видимо не совсем правильно задала вопрос. Но спасибо за ответ, очень емкий и вполне отвечает мне на волнующий меня вопрос :)

Киножурналист, кинокритик интернет-портала Film.ru  · 14 нояб 2017
Снимают периодически.  Включая недавнюю "Чудо-женщину". Но хорошо снимать такое кино сложно и дорого. А те, у кого есть лишние 200 миллионов долларов, обычно вкладываются в другие проекты. Скажем, Вин Дизель хочет сыграть Ганнибала, но студии интереснее, чтобы он играл в "Форсаже". Это современное, всем понятное, эффектное зрелище, а не что-то там про римлян и... Читать далее