Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему российские авиакомпании, включая даже Аэрофлот, регистрируют самолеты в офшорах?

ОбществоТехнологии+6
Кирилл Жолобов
  · 6,3 K
Маркетинг и PR в гражданской авиации. Международный аэропорт Шереметьево.  · 18 нояб 2015

Широко распространено мнение, что причина - в желании уйти от налогов и платежей в российский бюджет. Это не совсем так, и это не главное.

Основная причина заморских регистраций - юридическая. Дело в том, что большинство воздушных судов находятся не в собственности наших авиакомпаний, а в лизинге - так просто выгоднее, чистая экономика. Таким образом, существуют компании-лизингодатели, по сути - инвесторы, покупающие самолёты на заводе и передающие их в лизинг авиакомпаниям.

Зарегистрировать самолёт на территории эксплуатанта - в принципе, не проблема. Именно так поступают европейские и американские а/к, у которых воздушные суда также обычно в лизинге. Но, в отличие от Европы, в воздушном законодательстве России не создана детально проработанная нормативно-правовая база и отсутствуют четкие процедуры по вопросам поддержания летной годности воздушных судов. Проще сказать, бардак и дикая бюрократия в этом вопросе.

"Поставить на учёт" самолёт выходит не просто дорого и сложно, но и очень долго, а затем сертификат лётной годности необходимо обновлять. Все эти законы, правила, ключевые люди и механизмы постоянно меняются. А авиакомпаниям нужны предсказуемость и гарантии - им летать нужно, пассажиров возить. Да и зарубежные лизингодатели, по понятным причинам, избегают нашего реестра и эксплуатации самолетов по непонятным им правилам - в конце концов, они тоже несут ответственность за самолёты.

Кроме того в России нет чётких процедур по централизованной передаче информации об отказах, неисправностях и происшествиях при эксплуатации разработчикам и производителям. Обычно этим занимаются уполномоченные государственные органы гражданской авиации. У нас, несмотря на наличие таких организаций, никто не знает как и что делать.

Поэтому, самолёт регистрируется в реестрах тех юрисдикций, где пройти проверки, получить СЛГ, заплатить налоги и оформить все документы недорого, быстро и легко. Нужно оговориться, что на безопасность полётов это влияет только с лучшей стороны.

Сейчас регистрируют в воздушном реестре РФ, в основном, те суда, что находятся в собственности авиакомпаний.

Скорее всего, со временем структура, компетенции органов ГА а также законодательство и процедуры будут приведены в порядок, и на всех наших самолётах появятся гордые буковки RA перед бортовым номером. Ведь вспомним - не так давно и машину на учёт поставить занимало 3-4 дня с условием "заноса" начальнику МРЭО, а сейчас это делается за час в порядке общей очереди, а гаишники даже улыбаются иногда :)

Подпишитесь на мой YouTube-канал! Перейти на youtube.com/c/AviationNow
Aviation & aerospace industry. Internet & Telecom.  · 21 нояб 2015

Я бы оговорился, что из-за отсутствия доверия к российскому регистру лизингодатели могут разрешить использование российской регистрации, но это будет стоит на несколько процентных пунктов в год дороже.

Поскольку передача следующему владельцу из регистра не заслуживающего доверия будет означать скидку на будущий лизинг.