Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание" Достоевского ?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
2 ответа
Поделиться

Этот образ чрезвычайно важен для понимания романа и, в первую очередь, для объяснения тех или иных поступков героев.

Петербург предстает в романе сумрачным, мучительным, враждебным человеку. Это город узких, тесных улиц, заселенных ремесленниками и нищими чиновниками, грязных и страшных дворов, в которых разыгрываются повседневные трагедии. Этот тягостный серый пейзаж становится фоном, бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, и придает ему особенно мрачный колорит.

Но Петербург, описанный в романе Достоевского, – это не только фон, на котором развертываются драматические события. Его образ становится как бы символом неблагополучной, безнравственной жизни, четко сопоставимым с описанными в произведении событиями. Практически все действие романа происходит в той части города, где жила беднота. Петербург – город, в котором на каждом углу распивочные, зазывающие бедняков залить их горе, пьяные толпы на улицах, женщины, бросающиеся с моста, это страшное царство нищеты, бесправия, болезней, как физических, так и душевных.

Городской пейзаж в романе связан с душевным состоянием самого автора, с внутренним миром его героев. Он соответствует больным, диким мыслям главного героя произведения Раскольникова и способствует возникновению в его сознании бесчеловечной теории. Читатель, блуждая вместе с ним по Петербургу, прежде всего остро ощущает невыносимую духоту. Это ощущение нехватки воздуха становится лейтмотивом романа и приобретает всеобъемлющий смысл. Человек задыхается в городе "под тяжелым петербургским небом". Так же тяжело несостоятельному человеку и в комнатах, где он живет. В душных и темных квартирах голодают люди, умирают их мечты, а им на смену в уме зарождаются преступные мысли. Жизнь Петербурга трагична. Бродя по нему, Раскольников видит безграничное горе людей, их искалеченные судьбы: то несовершеннолетнюю девочку, которую "напоили и обманули", то мещанку Афросиньюшку, которая уже в очередной раз пытается покончить с собой.

В Петербурге, изображенном Достоевским, жизнь приобретает чрезвычайно уродливые очертания. Реальное нередко кажется кошмарным видением, а бред и сон – реальностью. В ночь после убийства Раскольникову слышались "отчаянные вопли с улицы, которые, впрочем, он каждую ночь выслушивал под своим окном в третьем часу". Это происходит с ним в реальном времени. В Петербурге Достоевского все смешалось: реальность и бред, явь и кошмар. Поэтому Свидригайлов называет его "городом полусумасшедших". Также он говорит о Петербурге как о городе, где столько "мрачных, резких и странных влияний на душу человека". Свидригайлов пророчит Петербургу страшную судьбу – наводнение.

В этом фантастическом образе Петербурга, созданном Достоевским, воплощен авторский протест против существующего зла и безнравственности, против ненормально устроенного современного ему общества.

35
0

Спасибо , ответ просто шикарный .

+12
Ответить

Не подскажете, а откуда взят этот текст? Он подозрительно схож с моей старой проектной работой, только упрощён, она вроде ещё нигде не публиковалась...

0
Ответить

Уже и не помню, если честно

0
Ответить
Прокомментировать

Действие произведений Федора Михайловича Достоевского часто происходит именно в Петербурге, который в то время был столицей Российской империи. Исключением не стал и роман «Преступление и наказание», образ Петербурга в котором занимает далеко не последнее место.

Образ Петербурга как состояние души

Петербург Достоевского предстает перед читателями городом серых, узких улиц и грязных, мрачных дворов-колодцев. На таком угнетающем фоне, придающем особенную, напряженную атмосферу, и происходит действие одного из самых известных романов писателя. Все события «Преступления и наказания» происходят в той части Петербурга, где живут бедные и зачастую неблагополучные люди: попрошайки, пьяницы, женщины легкого поведения. Повсюду в городе встречаются распивочные, сточные канавы, мрачные здания. Однако такой вид Петербурга, открывающийся с самых первых страниц романа, как нельзя лучше соответствует состоянию души его главного героя – Родиона Раскольникова, задумывающего убийство старухи-процентщицы. Юноша окружен угрюмыми домами и равнодушными, зачастую пьяными и злыми людьми; эта атмосфера словно подталкивает его к совершению злодеяния. После этого Раскольников ходит по душному городу с его изнуряющей летней жарой и пылью: в этой части Петербурга нет ни деревьев, ни фонтанов. О действии петербургской атмосферы на людей говорит и один из героев романа – Свидригайлов: «Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния!».

Жилища персонажей

Удручающе выглядят и жилища персонажей произведения. Крошечная каморка Раскольникова похожа на гроб; квартирка Сони Мармеладовой напоминает сарай, номер Свидригайлова в гостинице душный и тесный, а семья Мармеладова вообще живет в проходной комнате. Люди живут в «вонючих» дворах, ходят по облитым помоями лестницам: условия проживания также оказывают влияния на поступки и душевное состояние персонажей.

Желтый цвет

Одной из характерных черт, присутствующих как на улицах города, так и внутри его зданий, является нездоровый и раздражающий желтый цвет. В него окрашены обои, мебель, казенные учреждения Петербурга; желтые лица у пьяного Мармеладова и женщины-самоубийцы. Сочетание этого цвета с серым подчеркивает безысходность и тоску, в которых живут все описываемые в романе люди: в их Петербурге нет радости и красоты. Ежедневно видя перед собой серые, старые стены зданий, разбитые мостовые и желтые пьяные лица, они сами отправляются в многочисленные питейные заведения, совершают преступления, заканчивают жизнь самоубийством, занимаются проституцией. В другой, «парадной» части города живут совершенно другие люди: они хорошо одеты, никогда не испытывают чувства голода, постоянно веселятся на балах. Им нет дела до обитателей другого Петербурга.

Социальное неравенство

В одном из эпизодов Раскольников с моста смотрит на прекрасную панораму парадного города, из-за чего едва не попадает под колеса богатой коляски; та часть северной столицы – не для него, и обитателям Петербурга Достоевского нет смысла даже заглядываться на ее великолепие. В романе «Преступление и наказание» образ города не только является фоном всех происходящих событий, но и иллюстрирует характерное для него тогда социальное неравенство. Город мрачно равнодушен, так же, как и богатые люди, не желающие задумываться о жизни тех, кто обеспечивает их радостное существование, голодных сирот, больных женщин, безработных пьяниц и нищих студентов.

Взято со spadilo.ru

6
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью