Как человек умирает при крушении самолёта, и говорят ли пассажирам, что лайнер падает?

90826
4
0
25 августа
09:42
декабрь
2016

Зависит от вида авиакатастрофы и от её обстоятельств и причин. Если происходит аварийная разгерметизация салона (например, вследствие взрыва), то возможны два варианта:

1. Если разгерметизация не очень резкая, человек теряет сознание из-за низкого содержания кислорода в воздухе. В сознании человек остаётся секунд 10-15, именно поэтому важно сразу надеть выпавшую кислородную маску. Проблема в том, что человек не всегда может почувствовать близость потери сознания. Но возвращаясь к вопросу - человек теряет сознание и дальше уже не осознаёт происходящее.

2. При резкой (ударной) разгерметизации на высоте свыше 8-9 тыс. м. скорость падения давления может превысить скорость выхода воздуха из лёгких. Вот тогда человек гибнет почти моментально. Причины гибели могут быть следующими: баротравма слухового аппарата с кровоизлиянием, баротравмы легких (разрывы и внутренние кровотечения), разрывы желудка и внутренних органов вследствие резкого увеличения давления. Острое кислородное голодание вызывает коллапс. Чтобы объяснить проще - человеку становится нечем дышать, а из-за разницы давления, его начинает разрывать воздухом и газами, находящимися внутри него. Но перед этим он потеряет сознание, так что ничего не почувствует.

Разумеется, в этих случаях объявлять ничего не надо, да и некому. 

Если же есть серьезная техническая неисправность (например, остановка всех двигателей), бортпроводники дают конкретные указания что делать, так как всё равно до последнего экипаж старается спасти людей. Неизбежность гибели пилоты понимают лишь в последние секунды, и тогда уже объявлять поздно.

Хорошо, что такие происшествия происходят крайне редко!

213
10
25 января
14:58

Сначала ответ на вторую часть вопроса.

Нет, не говорят. Когда происходит нештатная ситуация на борту, экипаж в первую очередь сосредоточен на разрешение этой ситуации, а не на лишнюю болтовню. Не припомню ни одной катастрофы, в которой экипаж бы до последнего не боролся за продолжение нормального полета, а начинал прощаться с пассажирами. Уж такова суть человека, умирать не хочется никому, в критической ситуации каждый из нас будет стараться уцепиться за любой шанс выжить. (Здесь мы не берем в расчет самоубийц). 

Кстати, именно поэтому после катастроф диспетчеры чаще всего сообщают, что "никаких сообщений о неполадках с борта не поступало".

Теперь что касается того, как это будет выглядеть глазами пассажира. Здесь все зависит от того, на какой стадии полета происходит катастрофа.

Если это происходит...

...на рулении. Самая безопасная стадия рейса. По статистике происшествия во время руления по аэродрому случаются крайне редко. За крайние лет 7-8 я даже не припомню ни одной катастрофы на этой стадии. Но в любом случае это будет скорее всего выглядеть как внезапное возгорание либо от заправочной машины, либо от столкновения с другим самолетом. Огонь быстро заполняет салон, паника, пассажиры спешно пытаются отстегнуть ремни безопасности, крики, суета. Тем, кто сидел поближе в эвакуационным выходам быстро выпрыгивают и скорее всего спасаются. Выживание остальных зависит от скорости открытия дверей, силы огня, паники и скорости прибытия пожарных расчетов.

...на взлете. Тоже относительно безопасная стадия. Вас вдавливает в кресло и самолет стремительно набирает скорость. Здесь может произойти либо столкновение с каким-то объектом на полосе, либо по какой-то причине самолет не сумеет оторваться от земли. В первом случае почти наверняка будет быстрое воспламенение топлива и частичное разрушение самолета. Для вас это будет выглядеть как внезапный резкий шум, звук столкновения и яркая вспышка. Скорее всего вы просто быстро-быстро сгорите заживо. Но, возможны и варианты. Опять же, здесь повезет тем, кто сел поближе к эвакуационному выходу и внимательно слушал бортпроводников. Во втором случае (неотрыв от земли) вы всё будете ждать и ждать взлета, взлета все нет, уже кончается полоса, самолет начинает скакать по земле, сталкивается с антеннами ближнего привода или забором аэропорта, а дальше все как описано выше про столкновение с помехой на полосе. Впрочем, в этом случае есть шанс, что воспламенения не будет и все пассажиры благополучно покинут салон по надувным трапам.

...в наборе высоты. Если что-то пошло не так во время набора высоты, времени осознать это у вас также будет совсем немного. Секунд 20-30 максимум. Если дело происходит днем в безоблачную погоду вы вдруг заметите, что набор высоты прекратился и пошло снижение. Ночью или в плотной облачности скорее всего не заметите вообще ничего. В последние 5-10 секунд успеете осознать. А дальше все как ДТП, только скорость здесь будет минимум в районе 200-250 км/ч. Ну и "смерть от травм, несовместимых с жизнью" как результат.

...в горизонтальном полете. Здесь возможны варианты. Самолет на этой стадии ведет автопилот и если что-то происходит - то причины могут быть самые разные. Если происходит теракт, попадание украинской ракеты, столкновение с другим самолетом или иная форма взрывной декомпрессии - секундная вспышка, дальше удар по ушам и легким. Но не смертельный. Никаких "разрывов тела на части" не происходит. Большая часть пассажиров на борту получает травмы разной степени тяжести, но не погибает. А вот самолет после взрыва или столкновения обычно становится неуправляемым и переходит в падение, порою с разрушением в воздухе. Пассажиры чаще всего живы до момента падения, но в силу травм, перегрузок и потери сознания от кислородного голодания мало что могут поделать. Приближение земли, удар на скорости 300-400 км/ч, моментальная смерть. А еще на эшелоне может произойти сваливание самолета из-за ошибок пилотов. Для пассажиров это будет выглядеть как резкое снижение с знакопеременными перегрузками, то есть ощущение легкости тела будет чередоваться с вжиманием в кресло. Аттракцион будет длиться пару минут, за это время вы точно успеете всё осознать и быть может даже напишите предсмертную записку любимому коту. А еще лучше положите в карман свой паспорт - так вас проще будет опознать. Потом тот же банальный удар об землю или об воду.

...в процессе снижения. Если катастрофа произойдет на этой стадии - скорее всего это либо отказ техники, либо ошибка пилота, а скорее всего и то, и другое. Здесь вас поджидает все та же старуха - смерть от столкновение с землей на высокой скорости. Так как штатное снижение от нештатного отличается лишь значениями вертикальной скоростью, то что-то осознаете вы, скорее всего, лишь буквально за пару секунд до конца. Потом шум, треск, разрушение, гаснет свет и удар. Однако и тут возможны варианты. Усмехнуться в бугорок обетованной земли можно по-разному. Можно изо всех сил вертикально воткнуться в землю, а можно просто просесть ниже глиссады и осуществить "посадку" в поле или в лес. При втором раскладе у вас даже будут неплохие шансы, если пристегнетесь, уберете острые предметы и так далее по сэйфити кард (которую вы, конечно же, даже не читали).

...при посадке. Если катастрофа случается при посадке в аэропорту - то тут варианта два, либо сели слишком жестко и разложили самолет о полосу, либо сели слишком мягко, не успели затормозить и выкатились за пределы полосы. В первом случае вас ждет резкий удар под пятую точку, полетят в воздух незакрепленные вещи, мигнет свет. Самолет скорее всего потеряет стойки шасси и поедет по полосе на пузе и двигателях. В этом случае не тупите, быстро покидайте самолет по инструкциям экипажа и останетесь живы. Во втором случае катастрофа выглядит как долгое-долгое парение в метре над полосой, потом касание, потом самолет бежит-бежит и никак не останавливается, потом земля, кочки, удар в ограждение или антенну. Дальше всё как при аварии на взлете. Опять же шансы выжить относительно высоки.

Здесь я постарался в понятных фразах описать все более-менее типовые ситуации. Прошу не придираться к деталям :)

А вообще не бойтесь летать, самолет давно признан самым безопасным видом транспорта. Миллионы людей ежедневно благополучно перемещаются из точки А в точку Б безо всяких проблем и происшествий. В полете лучше любуйтесь видами из иллюминатора, а не забивайте голову мыслями "а что если". Экипаж точно так же, как и вы, любит жизнь и хочет вернуться на землю к семье и близким. Хороших всем полетов! :)

50
9
25 августа
21:28

Мы не умирали, и самолет не упал. Просто не выходило шасси, самолет трижды заходил на посадку. Объявили нам о нештатной ситуации после второго неудачного захода. Но мы с самого начала знали о том, что происходит что-то неладное , так как летели с двумя детьми, им было интересно увидеть момент соприкосновения с землей, смотрели в иллюминаторы... и вот земля уже совсем близко, ждем приземления и, вдруг, самолет резко набирает высоту... Первый раз подумали, что пилот что-то не рассчитал и ему нужна вторая попытка... второй заход на посадку закончился опять резким подъемом... Вот тогда нам и сообщили, что не выходит шасси, придется немного полетать и попробуют снова. Стало страшно, но никакой паники не было. В салоне наступила мертвая тишина. С третьей попытки шасси все же вышло - был ощутимый толчок, приземлились благополучно. Те аплодисменты, которые тогда прозвучали, перекрывают все последующие вместе взятые ))) Хотя, с этим рейсом с самого начала были странности. В промежуточном аэропорту, где мы выходили для дозаправки, нам сказали забрать все личные вещи из салона, так как самолет будет заменен. Почему заменен - не объяснили. Самолет действительно заменили, ребенок забыл в том игрушку, больше мы ее не видели... После этого полета дочка опасается не только летать самолетами, но даже лифтов боится.

1
0
показать ещё 2 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта