Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему русское искусство на протяжении всего своего существования было пропитано самобичеванием, страданиями и лжевеличием?

ИсторияИскусство и культураЖизнь
Динозавр
  · 3,6 K
кандидат филологических наук  · 29 окт 2017

Как всегда, начну издалека. От общего к частному.

Искусство - это отражение жизни. Человеческая жизнь трагична, потому что ее конец неизбежен. Человек боится смерти. Человек боится одиночества. Человек боится любви и свободы. Искусство является попыткой человечества получить ответ на неразрешимые жизненные вопросы, попыткой примирить желание свободы и бегство от нее, попыткой преодолеть смерть.

Соответственно, искусство тоже по сути своей трагично (мы сейчас говорим не о том, хороший у книжки конец или плохой, а о более фундаментальных вещах). Оно так или иначе стремится решить экзистенциальные проблемы, трагизм его, соответственно, в том, что оно никогда не сможет этого сделать.

Теперь давайте добавим к вышевысказанному тезису реалии, о которых говорят конкретно русские художники (так я, вслед за Джойсом, буду называть творцов вообще). Я думаю, что большинству людей известно, что история нашей Родины, отношение в ней человека и государства, отношение людей из разных стратов друг к другу - пропитаны ненавистью, насилием, угнетением и проч. Участие в войнах, безразличие к судьбе отдельно взятого человека, поголовная нищета, безграмотность - 4 всадника, сопровождающих нашу историю. (Небольшое отступление для любителей вешать ярлыки и всюду искать русофобов - я не говорю, что все плохо, я говорю о плохих вещах, влияющих на искусство, чтобы, собственно, ответить на вопрос). То, что я сказал предложением ранее, так или иначе применимо к истории человечества вообще.

Итак, мы имеем трагизм человеческого существования вообще плюс частности в виде трудностей жизни отдельно взятого человека.

Что должен сделать художник? Постараться решить вопрос, сказать что-то новое о жизни, что, возможно, поможет ее улучшить (от смерти и одиночества это не избавит, но в более мелких вещах силу искусства не стоит недооценивать, оно действительно способно открывать глаза на многие вещи).

Художник обращает внимание других людей на определенные проблемы. Чего-то люди могли не замечать ранее, сейчас же у них появляется шанс что-то исправить, улучшить благодаря искусству.

Одна из задач искусства - вызывать сострадание, научить человека чувствовать и сочувствовать, заставить его понять, что любой человек, даже если он отличается полом, цветом кожи, ориентацией, национальностью - все равно человек, и он точно так же способен испытывать радость и боль.

В основе художественного произведения всегда лежит конфликт (помним же про неразрешимые противоречие и вопросы? Плюс иначе не будет никакой внутренней динамики), человек оказывается перед нравственным выбором. Это позволяет раскрыть истинную сущность персонажа, а соответственно, и сказать читателю/зрителю что-то и о нем самом. Герой зачастую оказывается в трудных жизненных ситуациях, и мы наблюдаем за тем, как он будет с ними справляться. Естественно, если изобразить человека, у которого все хорошо, который не находится в противоречии с жизнью, то никто не будет ему сопереживать, более того, не найдет ничего общего с собой, иначе говоря, произведение искусства в принципе не состоится, потому что не ставит проблему и не предлагает ее решение. Читатель/зритель, если он не совсем лишен эмпатии, всегда почувствует, что его хотят обмануть.

Теперь еще конкретнее по Вашим пунктам. Искусство пропитано:

  • самобичеванием - потому что человек, в том числе художник, анализирует себя и хочет себя понять;
  • страданием - потому что жизнь трагична;
  • лжевеличием - потому что псевдохудожники, как и многие люди, склонны к самообману. Тут, правда, речь скорее уже не об искусстве, а о псевдопатриотическом лубке вроде социалистичекого реализма и прочего госзаказа.
    Искусство невозможно без страдания, самоанализа и прочих вещей, потому что без них невозможна жизнь. Это относится не только к искусству России, но и ко всему вообще.

Короче говоря, художник пишет о том, что он видит. Искусство обязано говорить правду, чтобы зваться отражением жизни. Можно сколь угодно долго этого не замечать и отрицать, но если герои на сцене пьют и ругаются матом, если коммуникация производится только посредством насилия, значит, в нашей реальной жизни тоже что-то не так.

Попробую конкретизировать вопрос: русская литература великая и могучая- Чехов, Толстой, Достоевский. Я с большим... Читать дальше
Антикризисное управление. Экономика. История. Автомобили.  · 29 окт 2017
Это хороший вопрос и ответ на него есть в русской литературе. Пушкин: Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. Некрасов: «Вот приедет барин — барин нас рассудит, Барин сам увидит, что плоха избушка, И велит дать лесу», — думает старушка. "Вот приедет барин: будет землемерам!- Думают... Читать далее