Чем отличается религиоведение от теологии как таковой?

4070
1
0
22 августа
21:03
август
2015

Религиоведение является научной дисциплиной, исследующей религию в целом, а не какую-то конкретную религию. Религиоведение мировоззренчески нейтрально и не ставит своей целью доказать истинность или ложность определённой религии.

Основоположник религиоведения Макс Мюллер писал: "Тот, кто знает одну религию, не знает ни одной". Имеется в виду, что в религиоведении каждая религия исследуется не как изолированный уникальный феномен, а в контексте её зарождения и развития, в процессе её взаимодействия с другими религиями. Религиоведение изучает различные религии, часто отдавая предпочтение сравнительному методу (то есть сопоставляя различные религии друг с другом). Религиовед выступает по отношению к религии как историк, социолог, психолог и т.п., соответственно, и разделы, которые выделяются в рамках религиоведения, называются историей религии, социологией религии, психологией религии и т.д. В этих разделах используются соответствующие научные методы: исторические, социологические, психологические.

Теология - это систематическое изложение, упорядочивание, разъяснение вероучения какой-то конкретной религии, поэтому, говоря о теологии, имеют в виду, например, христианскую теологию, исламскую теологию и т.д. То есть теология сконцентрирована на догматах какой-то одной религии, и теолог рассматривает положения этой религии как истинные. Таким образом, теология всегда конфессионально окрашена и, по сути, в задачи теолога входит обоснование истинности какой-то определённой религии, в то время как другие религии будут рассматриваться как "ложные". В христианском богословии выделяется даже специальный раздел - апологетика, представляющий собой дисциплину, ставящую своей задачей доказательство истинности христианского вероучения, защиту христианской веры, критику инакомыслящих.

Таким образом, подходы религиоведа и теолога, по сути, противположны. Теолог пишет с позиции исключительности определённой религии, в то время как религиовед скорее рассматривает все религии как в чём-то схожие друг с другом, так как у них есть общие социальные функции, нейрофизиологические и психологические основания и т.д.

Если брать конкретный пример, то для религиоведа будет вполне допустимым утверждение, скажем, о связи между тотемической трапезой у первобытных племён и таинством причастия в христианстве или такая фраза как "со временем магия превратилась в один из наиболее существенных компонентов развитой религии, включающей определенную систему магических действий - обрядов, таинств, молитв, и т.п" (Миронов А., Бабинов Ю. "Основы религиоведения"). Для христианского же богослова такое утверждение будет, вероятно, немыслимым, поскольку перед ним стоит противоположная задача - обосновать исключительность христианства.

Станислав Панинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
28
1
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта