Аня Власова
октябрь 2017.
960

Почему мне стоит прочитать «Критику чистого разума»?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
16
2 ответа
Поделиться

Потому что это одна из самых главных работ в истории философии. Кант - узловая фигура для понимания современной философии.

В его философской системе, представленной, прежде всего, в "Критике чистого разума", был обозначен конец классического рационализма (Декарт - Спиноза - Лейбниц) и эмпиризма (Бэкон - Ньютон - Юм) и предпринята впечатляющая попытка создания новой философской системы, объединяющей их достоинства и преодолевающей их недостатки.

Эта философская система имеет довольно неоднозначные выводы, которые стали предметом философских дискуссий в последние 200 с лишним лет, в частности, предполагает невозможность познания подлинной реальности ("вещей-в-себе"). В попытках преодоления этих проблем родилась философия Фихте, Шеллинга, Гегеля, разработка кантовских идей породила неокантианство (Рикерт, Кассирер и др.), а на американской почве стала фундаментом американского трансцендентализма (Эмерсон, Торо). Ни одно из этих направлений философии не будет до конца понятно, если не понимать сформулированные Кантом проблемы, по поводу которых их представители рефлексируют. А по наследству от них не будут понятны многие более поздние течения.

Но, если этого мало, то за пределами истории философии идеи Канта, отраженные в "Критике чистого разума", сегодня определяют исследования в таких направлениях, как нейрофизиология, поскольку современный взгляд на процесс восприятия в значительной мере сформировался под влиянием именно идей Канта, которые сыграли огромную, решающую роль в становлении психологии на рубеже XIX - XX веков и оттуда уже перекочевали в смежные области. В физике идеи Канта, пожалуй, до конца всё ещё не осмыслены, но и здесь появляются тексты, начинающие всерьёз рефлексировать по поводу кантовских идей (напр., "Биоцентризм" Ланцы и Бермана).

В общем, чтобы понять весь этот массив культурных идей, а также для того, чтобы усомниться в некоторых постулатах относительно физической реальности, которые мы ошибочно принимаем как самоочевидные, и стоит читать "Критику чистого разума" Канта.

16
Прокомментировать

Прежде чем отвечать на вопрос "почему", следует ответить на вопросы "смогу ли понять, о чем он пишет", "почему я захотела\решила\намереваюсь" и "что я хочу заполучить в итоге".

Если вы гонитесь за фричеством аля "я умная, потому что философией интересуюсь, вся из себя интеллектуалка", то не обольщайтесь и лучше читайте Донцову. Многие девушки ее читают и они далеко не глупые девушки, они ведут себя естественно женственно и их интересуют женские вещи - это норма, а вот глупыми подчастую оказываются dohуя умные дамы. Я серьезно! Что бы познать достаточно хорошо мир и мысль человека, не обязательно лопатить философию, тем более немецкую. Я бы сказал, что это даже вообще вредное дело в большинстве случаев. Вы бы еще про Фейербаха спросили, а он, кстати говоря, намного сложнее по восприятию чем Кант и Ницше вместе взятые. Мне пришлось по несколько раз перечитывать одно и то же предложение, что бы не утратить мысль автора. А предложения почти все сложно составные и занимают по 5 строчек в тексте. У меня, наверное, в прямом смысле слова начали кипеть мозги. И все-равно немецкую философию я начал понимать уже после того, как закончил институт.

Теперь к пониманию Канта. На первом курсе я пробовал читать Канта, что зря сделал и мне даже немножечко стыдно за свою наивность и глупость. Я ничерта не понял. К тому же нужно учитывать, что язык оригинала немецкий, манера воспроизведения мысли у немецких философов достаточно монотонная медленная и сложная. Они буквально все разжевывают до мелочей. Ты начинаешь теряться в мелочах, а когда доходишь до сути у тебя уже нет сил вникать и думать. Кроме того, что бы понимать терминологию немецкой философии, нужно уже владеть определенным багажом знаний. Этот багаж знаний нужно черпать 1-ое из античной философии (кстати ,говоря вооружиться познаниями мифологии тоже не помешает), 2-ое это средневековая христианская философия (богословие\теология; томизм, схоластика), 3-е мыслители эпохи возрождения ну и вдобавок современники Канта. Ясное дело, что это ОЧЕНЬ МНОГО. В своих курсовых работах (и в дипломнике тоже) я неоднократно обращался к мыслям Канта. В итоге уже сейчас спустя два года после окончания института я только сейчас начал понимать, о чем пишет Кант и то, у меня есть сомнения, что я его действительно понимаю. Сомнений в том, что его нихрена не понимает большинство выпускников философских факультетов, у меня нет. Очень высока вероятность, что вы пополните их ряды если займетесь чтением Канта.
Итак, если вы все же начали читать Канта, то подумайте о том, поможет ли данное чтиво вам в жизни, помогут ли эти вам эти знания и познаете ли лучше вы окружающий вас мир, людей и саму себя в конце концов? Это сомнительно!

В любом случае, желаю вам успехов в познании немецкой философии. Может быть я и не прав в своих подозрениях. Могу вам посоветовать следующее: Прежде чем лопатить первоисточники, лучше почитайте какие вузовские учебники по курсу философии (общей) и курсу немецкой философии. Учебников и курсов лекций полно. Вполне возможно, что вам данного багажа общих лекций (пересказа главных идей) будет достаточно. Вы сэкономите свои нервы, силы, здоровье и главное - время, а за одно удовлетворите свое любопытство, если оно действительно есть и это не слепая погоня за "интеллектуализмом".

Ну и вот вам на последок картинка, хоть она и про Ницше, но к Канту по контексту подходит так же :) 

Никита Пономарьотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
Прокомментировать
Ответить