Егор Новомиров
октябрь 2017.
164

Вокруг Ленина был огромный культ личности, но после распада СССР он сразу же пропал. Почему ?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться

Возвеличивание Ленина сошло на нет до того, как СССР распался, а созданный Лениным коммунистический режим почил в бозе. В этом факте заключалась историческая и идеологическая закономерность: пока миф о Ленине не был преодолён в стране, трудно было понять, что выход из советского кризиса прост и очевиден – надо начинать жить, как все нормальные страны, и переходить к рынку и демократии.

Демифологизация Ленина была залогом отказа от коммунистических идеологем и большевистской идентичности, признания частной собственности и гражданских прав.

В Советском Союзе был сформирован даже не культ Ленина – он был обожествлён, превращён в Начало всех начал, Источник сакральной мудрости и Истину. Усилиями большевистской пропаганды на протяжении десятилетий Ленин стал для советских людей рубежом новой истории, науки и всего прочего. До него, мол, почти ничего и не существовало. Маркс и Энгельс признавались лишь потому, что подтверждали справедливость ленинских мыслей и изречений.

Любое событие, изобретение, открытие существовали или были возможны только потому, что об этом в том или ином ключе где-то, когда-то и что-то говорил Ленин. Если Ленин о чём-то не говорил, то этого и не существовало в природе. Дело доходило до откровенной профанации: любая кандидатская или докторская диссертация на любую тему  - от организации пожарного дела и новых методов лечения зубной боли до ядерных исследований и композитных материалов должна была в вводной части содержать ссылки на высказывания Ленина по данной проблеме или хотя бы на что-то, отдалённо напоминающее близость к теме диссертации (примерно так: Ещё В.И.Ленин отмечал, что только при социализме интеллектуальный труд будет раскрепощён до такой степени, что откроет новые горизонты науки).

Для советских людей Ленин был творцом, пророком и мессией, создавшим новый мир. Генеральные секретари партии были лишь его наместниками на земле, которые могли и ошибаться, особенно после своей смерти.

С ХХ съезда КПСС в советской интеллектуальной среде повелась традиция отделять провалы коммунизма и его искажения партийными лидерами от «чистого источника» ленинского наследия, возвращение к которому якобы позволит решить накопившиеся проблемы советской системы – от нехватки продовольствия до решения жилищной проблемы. «Я себя под Лениным чищу, чтобы плыть в революцию дальше», - эта строка из Маяковского на смерть Ленина стала смыслом неформальной программы «шестидесятников» - молодого послевоенного поколения, не знавшего ужасов репрессий, уверенного в преимуществах коммунизма перед капитализмом,  но вместе с тем критически оценивавшего положение в стране, желавшего перемен и считавшего, что знает, как их осуществить. В середине 1980х это поколение пришло к власти в лице М.Горбачёва.

Свою задачу шестидесятники видели в том, чтобы вернуться к ленинским истокам и обновить коммунистическую систему, дать ей новое дыхание. Но уже первые попытки решить в 1985-86 проблемы, прежде всего экономические, в рамках ленинских формул, не дали результата. До 1990/91 нельзя было вслух и публично говорить о частной собственности. Только начавшееся тогда переосмысление отечественной истории, истории партии, коммунистических аксиом и идеологического багажа позволило прийти к пониманию того, что проблема именно в Ленине, в марксизме, в коммунизме. Открытие ранее засекреченных архивов, появившийся доступ к иностранным источникам по истории, политике и экономике позволили лучше понять жестокость и порочность решений и действий самого Ленина и его соратников, содержание осуществлённого ими в России коммунистического эксперимента и неизбежность наступившего тупика.

Развенчание мифа о Ленине было следствием поиска путей преодоления национального кризиса, сложившегося ко второй половине 1980х.  Ответ заключался в отказе от коммунизма и навязавшего его в России Ленина.

Андрей Авраменкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
9
Прокомментировать

После разоблачения культа личности Сталина Ленин ошибочно стал восприниматься как "хороший человек, идеи которого извратили". Отсюда и пьеса Шатрова "Так победим", кружки поклонников настоящего социализма и т. п. В перестройку неприлизанные взгляды вождя стали достоянием общественности, а над внешними данными (бородка) и особенностями речи (картавость) не смеялся только ленивый. Отсюда и де-культивизация.

2

Вообще-то Ленин был героем анекдотов (высмеивался) еще при Брежневе

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить