В рамках исследования на тему мошенничества EY задает менеджерам уровня CFO, главный контроллер, руководитель службы внутреннего контроля и т.п. вопрос "Согласны ли вы с тем, что в вашей стране широко распространены взятки/коррупция в бизнесе?" (Да/Нет)
Фонд Transparency сам опросы не проводит. Он агрегирует данны опросов 13 независимых институтов и вносит некоторые поправки для улучшения сравнимости страновых данных. Для включения страны в итоговый рейтинг, по заверению Transparency, источников страновых данных должно быть не менее трех.
В каждом случае я вижу свои преимущества и недостатки:
EY опрашивает в каждой стране ограниченное количество респондентов (50 интервью в России), что сильно влияет на репрезентативность выборки. Кроме того, эти респонденты с большой вероятностью занимают должности в крупных российских госкомпаниях, что может влиять на честность их ответов. Методология оценки (один вопрос, бинарные сравнения - да/нет) также может вести к поляризации результатов, искажению финального результата опроса.
Сильной стороной опроса EY является то, что компания задает один и тот же вопрос во всех странах, обрабатывает данные без участия третьих лиц и опрашивает профессионалов высокого уровня, т.е. тех, кто и должен по идее сталкиваться с коррупцией если она есть. Этот подход усиливает качества результата опроса и максимально устраняет межстрановые различия.
Transparency не раскрывает, какие конкретно институты оценивают Россию и какую именно методологию они для этого используют (какие вопросы и кому задают при проведении опросов, как гарантируется репрезентативность выборки в их опросах). Насколько можно понять из краткого описания методологии каждого из 13 источников, они ранжируют страны на основании мнения страновых экспертов. При этом не очень понятно, какое количество экспертов участвует в составлении рейтингов и на основании каких исследований эксперты выносят свое суждение.
"Многослойность" рейтинговой методологии Transparency во многом устраняет неопределенность, связанную с разными методологиями, лежащими в основе источников данных для подготовки финального продукта - Corruption Perception Index.
Transparency -некоммерчееская общественная организация (в отличии от EY, которая ведет бизнес в том числе и в России), что сокращает риски предвзятого отношения к тем или иным странам. Кроме того, рейтингу Transparency уже много лет, он откалиброван и страновые показатели варьируются в разумных пределах, что позволяет отслеживать не только страновые позиции, но и динамику. Transparency также проводит сопуствующую аналитику.
Согласно отчету E&Y, интервью проводились с людьми на руководящих должностях в крупнейших компаниях России. Учитывая то, в чей собственности или под чьим контролем находится большинство крупнейших компаний России, и что происходит сейчас в экономике, предлагаю самостоятельно додумать, что предпочтут сказать про коррупцию руководители этих компаний западному интервьюеру.