Артём Затейников
октябрь 2017.
3392

Как научиться лучше понимать смысл художественных произведений?

Ответить
Ответить
Комментировать
3
Подписаться
17
6 ответов
Поделиться

Прежде всего, на мой взгляд, стоит изучить получше биографию автора. Узнать об историческом периоде, когда он жил, какие философские течения тогда преобладали и могли оказать влияние на его творчество, в каких социально-политических реалиях тогда существовало большинство людей. Это даст вам возможность лучше понять позицию и взгляды автора и ориентироваться в событиях, описываемых в произведении. Такой подход к произведениям, конечно, - процесс весьма трудоемкий и порой может занять немало времени, но это действительно помогает. К этому ещё стоит добавить, что для более глубокого понимания важно так же обращать более пристальное внимание на художественные детали, лирические отступления и философские рассуждения, которые приводит писатель. Задумываться над смыслом тех или иных высказываний, пытаться понять, как с помощью них автор описывает состояние героев, происходящее события и раскрывает свою позицию. Научиться понимать и анализировать произведения быстро не получится, по-моему, это тот навык, который приходит с опытом. Поэтому поначалу стоит почитать рецензии или статьи посвящённые интересующим вас произведениям. В них, как правило, разбираются основные идеи, философские и исторические подтексты. Главное только выбрать хороший источник.

13
0

V.Woolf. How should one read a book? (эссе). Для меня были и остаются полезными Белинский, Писарев, Днепров, Голсуорси, Стивенсон, Гессе, обзоры в еженедельнике "Экран и сцена", перекрестные отзывы наших классиков (и моих любимых авторов) на работы друг друга в статьях, письмах, в воспоминаниях современников, в их биографиях. Слушайте подкасты Дм.Быкова, Алешковского, "Радио "Культура", "Радио России" (это как бы "Радио Культура-2 (1?)", литературные передачи на "Маяке" и "Радио Вера", смотрите "ТВ Культура", консультируйтесь в библиотеках и книжных магазинах. 

+4
Ответить
Прокомментировать

В основе любого художественного произведения всегда лежит какой-то конфликт. Первым делом нужно понять, какой именно. И тогда сразу становится понятно, что автор хотел сказать.

Вот базовая схема конфликтов:

6
0
Прокомментировать

«Для того чтобы понять всякую книгу, необходимо выделить из нее всё вполне понятное от непонятного и запутанного и из этого выделенного понятного со­ста­вить себе понятие о смысле и духе всей книги, и тогда на основании впол­не понятного выяснить для себя места не вполне понятные и запутанные. Так мы читаем всякого рода книги».

Из статьи Льва Толстого «Как читать Евангелие и в чем его сущность?», 1896 год

http://arzamas.academy/materials/1362

Георгий Мерсоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
0
Прокомментировать

Читать разные критические статьи (на киберленинке их много), монографии диссертаций по литературе, смотреть лекции литературоведов на ютубе. Также будет полезным знать историю философии, она введет в курс дела и поможет тебе узнать больше о взглядах определенной эпохи. И вообще, чем больше ты осведомлена в культурологии, истории, психологии, эстетике и прочих гуманитарных дисциплинах, тем больше кодов и смыслов сможешь расшифровать в художественной литературе.

1
0
Прокомментировать

Никак. Согласно теории неопределенности вы вообще никогда ничего не поймете. Ни в художественных произведениях, ни в каких других. Даже если станете автором этого произведения.

Тайлер Иванович Дерденотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
4
-3

Предлагаю в дополнение к ответу : 

Можно отступить и дать тексту говорить самому, и тогда текст обратится к нам, приглашая на диалог. Однако необходим критерий того, что именно текст открывается нам в своей подлинной жизненной стихии. Понимание текста констатирует: здесь все понятно, пора ставить точку и переходить к чему-то другому. Непонимание задерживает внимание и тем самым стимулирует творческий процесс. Каждое новое прочтение одного и того же текста одним и тем же человеком не будет никогда одинаковым. Поэтому невозможен законченный комментарий текста, так же как невозможна законченная философская система.

КАК Я НЕ ПОНИМАЮ ФИЛОСОФИЮ

+2
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить