Igor Ovsyannykov
Евгений Пятаков
октябрь 2017.
296

При создании тревожной музыки часто используют звон колокольчиков.С чем связан эффект?Действует ли он на представителей определенных культур.Или он универсален?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться

Звон колокольчиков или любых других позвякивающих предметов означает невидимое движение. Это сигнализация вторжения, не позволяющая понять, что нарушило барьер, звук не слишком громкий, его возможно и пропустить. Приходится прислушиваться, так что звук напрямую связан с тревожностью. В то же время он мелодичный и приятный, что вступает в диссонанс с тем, что он может обозначать - опасностью.  Ко всему прочему это искусственный звук, потому что звучит человеческое орудие, наделенное определенным смыслом. Полагаю, что подобные предметы существуют со времен начала использования металла человеком и их звучание способно произвести описанное впечатление на представителя почти любой культуры.

3

Еще вспомнилось у Фрейзера в "Фольклор в Ветхом завете" было про силу колокола: "Defunctos ploro! (оплакиваю усопших) Pestem fugo! (прогоняю чуму) Festa decoro! (украшаю торжества) Funera plango! (рыдаю на погребении) Fulgura frango! (сокрушаю молнии) Sabbata pango! (возвещаю праздники)". У большого колокола в европейской традиции больше защищающая функция, считалось, что его звон отпугивает дьявола и ведьм, летающих в небе во время грозы. Можно подумать, что маленькие колокольчики не способны на действенную защиту душ, только на оповещение.
Из последних появлений и колокола, и колокольчиков в кино, запоминающееся и выразительное:

0
Ответить
Прокомментировать

При создании музыки, которая должна передавать ощущение тревоги, опасности, какой-то надвигающейся беды скорее чаще используют скрипичную группу (тремоло), плавно нарастающие гудящие синтезаторы, и вот что-то такое. Насчет колокольчиков - как раз несколько чаще слышал в саундтреках более низкочастотный звук именно больших колоколов.

С чем связано их использование и почему они так действуют на нас? Точно не знаю, но предполагаю, что это заложено с прошлых веков, когда в городах и деревнях при опасности пожаров и природных катаклизмов колокольный звон был главным способом оповещения населения. Мне кажется, этот звук универсален, ведь сейчас представители любой культуры интегрированы так или иначе в европейскую, при этом не обязательно относясь к этой культуре.

1

Спасибо. Кстати, вы мне напомнили важную вещь. В Европе печальный звон колокольчика имел сразу несколько привязок к опасности. Это и колокольчик прокаженных и нищих, и колокольчик (кажется был такой) на телеге с чумными трупами. Ну и... еще чего-то. Недаром даже сейчас существуют выражения - "тревожный звоночек" или "в голове зазвенели тревожные колокольчики".

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить