Рустам Юлбарисов
октябрь 2017.
3323

В начальной школе введут обязательные уроки шахмат. Как вам идея?

Ответить
Ответить
Комментировать
4
Подписаться
5
14 ответов
Поделиться

Шахматы – это, конечно, хорошо, но зная образовательную программу в начальной школе данное нововведение скажется не в пользу учащихся. Кроме полезности шахмат, про которые, я думаю, знают все, я упомяну основные минусы этого нового предмета:

  • Малоактивный образ жизни. Средне в начальной школе 5-6 уроков, из которых только 1 является спортивным, т.е. урок физкультуры (причём, и это уроки не так часты, обычно 2 урока на пятидневной учебной недели). В период 1-4 класс дети чаще всего любят поиграться, побегать на переменах, поиграть в активные игры. Вряд ли дополнительный сидящий урок понравится школьникам.
  • Психологическое состояние в случае проигрышей, нервность, пессимистичное настроение.
  • Дополнительная трата времени, нехватка времени на проделку домашнего задания (особенно для тех, кто вынужден делать задания с родителями, так сказать, разжевать тему дома не получится), и к сожалению, потеря часа, который можно было потратить на поход в театр.
    Опять же, шахматы в школе – прекрасно и полезно, но в рамках дополнительного факультатива, не в курсе обязательной программы. На учителей начальный классов кладётся дополнительная работа, кроме учебной, административной и классного руководства. Ко всему прочему, ребёнку шахматы в силу разных причин могут просто не понравится. Лучше дать возможность заниматься тем занятием, которое ему по душе.
Денис Вагнер-Кузнецовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
38
-6

"урок физкультуры (причём, и это уроки не так часты, обычно 2 урока на пятидневной учебной недели" - 3 урока. Ходите на секции. 

"психологическое состояние в случае проигрышей, нервность, пессимистичное настроение" - получение двойки это тоже "нервность" и пессимистичное настроение. Давайте запретим двойки. Пусть дети будут счастливы и ничего не будут делать. На уроках физкультуры в подводящих спортивных играх вроде пионербола дети тоже проигрывают. Давайте запретим пионербол. Надо детей с детства учить, что проигрыш позволяет расти и развиваться, что он необходим. 

Аргументы просто прекрасны. Последний абзац в целом верный, особенно про классных руководителей. Именно поэтому и нужны шахматисты-педагоги. А их единицы.

0
Ответить

Ну кстати оценки реально стоило бы отменить.

-2
Ответить

Павел, стоит учесть, что секций на всех не хватит...

0
Ответить
Ещё 2 комментария

Тошнит от таких специалистов. Что вы знаете, о том чего хотят дети, чтобы делать такие далеко идущие и всеобобщающие выводы? И вообще о том, как, когда и сколько должны преподаваться шахматы в школе? И если рассуждать как вы, то зачем тогда ИЗО, музыка, и особенно английский, они представьте себе, тоже не всем детям нравятся...

0
Ответить

Нина, знаю я о том, чего хотят дети не от каких-то абстрактных соцопросов и личных наблюдений (хотя, и это тоже), но и собственной опыте. В моей школе ИЗО, музыка в качестве уроков идут только до 6 класса. Больше этих предметов нет. ОБЖ у нас вообще только в 8 классе было.
Если так подумать, то разным детям нравятся или не нравятся определённые предметы, но под всех, увы, не подстроишься. Творческие дисциплины, на мой взгляд, в рамках обязательной школьной программы можно сохранить только в начальной школе. С 5 класс лучше КСК и профробы с профориентацией вплоть до 11.
В современной российской школе достаточно предметов, которые стоило бы перевести в рамки факультативов (технология, музыка, ИЗО, основы религиозной культуры, этикет и тд). В старшей школе, откровенно говоря, эти предметы не нужны вовсе. В 9 классе на искусство или МХК из всего класса ходит только 2 человека, да и только потому, что в будущем хотят связать себя с творческой профессией. Примерная история с физкультурой. Эти предметы либо просыпают, либо прогуливают в стенах школы, либо просто уходят домой (когда они в расписании стоят последние). Учителя, естественно, ниже тройки в журнал за четверть таким ребятам не ставят, потому что никому не хочется потом возиться с оценками. В 9 и 11 классах учителя понимающие, поэтому по заранее оглашённую договору ребята вместо этих уроков готовятся к экзаменам, а оценки за просто так рисуют. И всех всё устраивает. Ввиду этого не вижу необходимости придумывать очередной предмет, который практически всех будут пропускать (по разным причинам) или ходить на него очень угрюмым настроением.  
А английский я бы оставил. Должен же быть предмет, который поможет из условного Омска выбраться в цивилизацию.

0
Ответить
Прокомментировать

Вся эта обязаловка ни к чему хорошему не ведёт.

Вот заставляют в школьные годы читать русскую классику на уроках литературы. Вроде же хорошо? Но у скольких людей это отбило желание читать вовсе или читать эту самую русскую классику?

Или, например, обязательное участие в школьных мероприятиях?

Мальчиков часто заставляют принимать участие в концертах, по инициативе классного руководителя и активной части класса, в лице девочек. Будет у них желание? Какова будет ответная реакция?

Так и с шахматами. Согласитесь, что игра в них, не самый весёлый вид досуга. Они станут вызывать отторжение у учеников.

Лучше уж пускай они будут в виде секции на послеурочное время

27
-3

Про самодеятельность в точку. Я хоть и не мальчик, но эта обязаловка в виде дурацких танцев/песен/сценок/видосиков на каждый долбаный праздник/ТИМБИЛДИНГА отбила у меня все желание заниматься чем-то творческим в принципе

+4
Ответить

Верно, не особо нравились эти постоянные обязательные участия в различных мероприятих, дошло до того что классный руководитель отчитывал нас двоих из всех, кто всё-таки был против (Почему нельзя каждый раз идти тем, кто хочет? или же тогда вовсе не участвовать всему классу, что в этом такого.

А уроки физкультуры стали самыми прогуливаемыми, почти всем классом :)

+1
Ответить
Прокомментировать

Выскажусь, как кандидат в мастера спорта по шахматам и учитель. У этой затеи есть один немаловажный нюанс. Если урок ведёт квалифицированный шахматист с педагогическим образованием, то это прекрасно, но чаще всего шахматы в школах ведут классные руководители этих самых классов, которые не умеют играть и за короткий срок не научатся. Тем более надо знать методику преподавания шахмат, а это ещё сложнее, чем просто уметь в них играть. Иными словами, затея хорошая, но где  взять столько квалифицированных кадров?

Категорически не соглашусь с тем, что шахматы это скучно, муторно. В данный конкретный момент шахматы не являются обязаловкой и введены во внеурочную деятельность через час после основных уроков. Вы можете идти на шахматы, а можете пойти домой. Все зависит от вашего желания. Как будет обстоять дело, когда введут на постоянной основе - никому неизвестно. Есть случаи, когда в частных гимназиях шахматы находятся в урочной системе и в той или иной степени обязательны. Опять же, самое главное - заинтересовать и работать над тем, чтобы этот интерес не пропадал. Для этого нужна смена деятельности во время урока. Профессиональный шахматист и педагог знает как осуществить это. А классный руководитель? Думаю, нет.

Вот примеры, сами скажите, нравится детям или нет, внимательно ли они слушают или нет. Это частная гимназия.

Видео 1

Видео 2

Фото

15
-1
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Каждая достойная семья России должна играть в шахматы. В них играли Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Лев Толстой. Александр Пушкин писал Наталье Гончаровой, чтобы она каждый вечер занималась шахматами с детьми. Это помогает развивать память, логику, дети лучше начнут осваивать другие предметы.

В прошлом месяце я встречался с Ольгой Васильевой, и она сказала, что победители олимпиад по шахматам будут получать золотой значок ГТО — другими словами, это дополнительные баллы к ЕГЭ, которые существенно могут повлиять на поступление.

В Китае, например, в школах и детских садах уже преподают шахматы. В Армении это обязательный предмет, он идет два раза в неделю. А в Азербайджане даже экзамены сдают по шахматам вместе с остальными общеобразовательными предметами. У нас же будут преподавать один раз в неделю. Этим будут заниматься обычные учителя — в каждой школе найдется один взрослый человек, который умеет в них играть. Кроме того, чтобы научить этому ребенка, не нужно быть профессионалом, достаточно открыть методичку. Это можно сравнить с тем, как родители помогают своим детям делать уроки по предметам, которые учили последний раз много лет назад.

Издательство «Просвещение» сейчас уже выпускает учебники для начальных классов, методические пособия для учителей, а также рабочие тетради для детей.

28
-15

Шахматы развивают умение играть в шахматы, больше ничего, лучше бы доп. час математики ввели

-5
Ответить

Кирсан Николаевич, уж извините, категорически не согласен, что обычный учитель, открыв методичку может вести шахматы с тем же успехом, что и проф шахматист с педагогическим образованием. Если уж и будут проводить классные руководители шахмат, то надо учредить соответствующие курсы повышения квалификации в шахматных клубах, дабы методически синхронизировать преподавание шахмат.

+1
Ответить

Чем шахматы принципиально отличаются от других игр?

0
Ответить
Ещё 3 комментария

Чем шахматы принципиально отличаются от других игр?

Сложившимся имиджем.

+1
Ответить

При всём уважении к Вам и к шахматам, в них также играли Чикатило, Пичушкин, Сталин и Хусейн.
Это занятие никак не характеризует человека, кроме того, что с ним можно спокойно посидеть в тишине/неспешно беседуя.

+1
Ответить

Хех, так ГТО легче заработать обычным путём, ибо задолбаешься  к турнирам готовиться, это суровый спорт! А аргумент к тому, что Китай, Азербайджан вводят шахматы в школе, вообще неуместен.Ну вот ввели, и что, теперь у них все Илонами Масками, Эйнштейнами стали? Надо смотреть на то, как преподают в общем, на комбинацию черт системы, ибо в одном случае введение шахмат может быть хорошей идеей, в другом - плохой.

0
Ответить
Прокомментировать

Считаю уроки в школе вроде ИЗО, МХК, музыки, ритмики,  информатики, астрономии и прочему не должны быть обязательными для всех.  Сюда же отнесу и шахматы. Объясняю почему:

Мне очень нравится  образовательная программа в США в старших классах тем, что у них есть   обязательные предметы: английский, история мировая и история США,  математика (алгебра, геометрия, статистика, теория вероятности включены в  курс математики). Остальные несколько предметов (а их там широкое  множество: от нескольких видов профессионального спорта (что у нас  замещено бестолковой, но обязательной физкультурой), до школьного  оркестра (где реально дети учатся играть на инструментах, а не поют  дурацкие песеники без постановки голоса и обучению вокала, как у нас на  уроках музыки, а так же гончарное искусство, курс кинематографии,  поэзии, изобразительного искусства и так далее)  ученики берут на свой  выбор и  по своим предрасположенностям, интересам, талантам. Короче,  главное их отличие от нашей системы образования: что они берут на качество, а не на количество.  И я считаю эту стратегию более грамотной инвестицией в образовательной  среде. Кто бы что не говорил про то, что столько разных уроков  школьникам необходимо для "общего развития" - в итоге, не учитывают, что  быть мастером на все руки - удел едениц, а те знания,умения и навыки,  которые дают учителя российских школ по профильным предметам (вроде изо,  музыки или физкультуры) находятся на очень и очень низком уравне,  фактически, как сейчас это принято говорить -  "на дне". Как итог, мы  заставляем заниматься детей тем, что им не нужно, к чему у многих из них  нет предрасположенности и самое главное - в конечном итоге они не  выносят каких-то навыков из этого. Как результат: потерянное время,  силы, финансы и испорченные аттестаты. Лучше у детей будет несколько  предметов, помимо обязательных (русского, математики, истории),  которые  они будут выбирать для себя сами. Но где их и учить будут  профессионально. Профессионально играть на инструметах, получать  спортивные разряды, решать шахматные задачи, знать техники и стили в  изобразительном искусстве и уметь их применять на практике. Но, боюсь,  что в Российских реалиях это не то, чтобы невозможно, но очень близко к  невозможному. Потому что для этого придется вкладывать значительно  больше финансов как в сами школы (стройки стадионов, бассейнов,  расширение площади самих школ), так и замещать бездарей-учителей на  настоящих профессионалов своего дела и педагогики, безусловно, повышая их квалификацию и  их зарплаты, что наш Премьер-Министр считает совсем ненужным :)

19
-11

Про астрономию бы поспорила. Я преподаю дополнительную географию в школах, и сложно работать с детьми, которые не знают, почему Солнце встает и заходит, грубо говоря, или понятия не имеют, что такое Полярная звезда, по которой люди иногда ориентируются

0
Ответить

Вы пишете про старшие классы в системе США, а вводятся шахматы в младшей школе. Логика повествования зашкаливает конечно.

+1
Ответить

Про то, почему Солнце всходит и заходит и что такое полярная звезда нам рассказывали ещё в начальной школе на Окружающем мире. Они скорее забыли, но точно знали. Другое дело, что шахматы вводят именно в начальной школе, и если у кого - то не получается запомнить даже положения базовой программы, обязательные шахматы пользы не дадут, только отнимут время от основных занятий.

0
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 9 ответов
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью