Jean Claude
апрель 2015.
3802

Насколько атеиста легче или тяжелее заманить в секту, чем не атеиста?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
9
5 ответов
Поделиться

В тоталитарные секты обычно попадают люди двух типов. Либо люди психологически готовые к такому повороту - личностно незрелые, инфантильные, в периоды тяжелого стресса или сложного жизненного выбора. Они приходят в секту за утешением в скорби, за тем, чтобы кто-то снял с них груз ответственности и вины, рассказал как правильно поступать, пригрел, понял и полюбил. И такие люди оказываются в сектах независимо от своих декларируемых убеждений, ибо ищут решения не мировоззренческих, а психологических проблем.

Либо в секты попадают люди религиозно безграмотные, незнакомые с историей религиозных идей, чуждые гуманитарного знания вообще. Человек гуманитарно грамотный опознает подделку, суррогат религиозности в предлагаемой ему концепции, опять же, независимо от убеждений: православный востоковед и востоковед-атеист в равной степени способны понять, что, например, Блаватская с точки зрения буддизма в любом из его ответствлений несёт лютый, несмешной, логически и исторически несостоятельный бред. Лингвист опознает подделку в "Велесовой книге", даже если сам лингвист будет кришнаитом. Религиовед запросто распознает манипуляцию и подмены в учении и методах проповеди - опять же, если это просто хороший религиовед, и неважно, совершает он намаз или посещает костёл.

А вот религиозно дикий, необразованный в этом отношении человек запросто поведется на уверенную трескотню и убежденный тон проповедника.

Не зря так бурно расплодились секты и всяческий другой кашпировский после распада СССР: вчерашние атеисты, зачастую хорошо подготовленные с точки зрения естественных наук, оказывались беспомощны перед просто очень уверенными и наглыми людьми, рассуждавшими на темы, которые для советского инженера или библиотекарши были просто неведомы. Использование простейших техник манипуляции вкупе с общенацинальным стрессом открыло умы наших соотечественников к речам проповедников, а отсутствие религиозных знаний и опыта сделало их восприимчивыми к любой мистической херне, в какие бы на одежды ни рядилась - христианские, восточные, оккультные и так далее.

Володя Берхинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
52

Владимир, согласна с перечисленными Вами типажами людей, которые наиболее подвержены вступлению в деструктивные культы. На мой взгляд, есть еще одна категория - это высокообразованные, пресытившиеся обычными благами люди, которые желают обрести статус "избранного", "элитного", "посвященного"в недоступное для основной массы людей. Такими, например, были многие члены секты Аум Синрикё в Японии. Как Вы считаете?

-3
Ответить
Прокомментировать

Атеист атеисту рознь. Если это "атеист" в форме "верующего в отсутствие Бога", каких в наше время, к сожалению, довольно много, то поменять "предмет веры" для таких довольно несложно. Что, к слову, хорошо иллюстрируется сегодняшней ситуацией в России, совсем недавно, на памяти нынешнего поколения, бывшей почти полностью атеистистическим обществом.

11
Прокомментировать

Думаю, всё зависит от внутренней аргументации человека. Не могу с уверенностью утверждать, но если его атеизм – тоже вопрос веры, а не экспериментального знания, то при искуссной "обработке" все шансы попасться есть. Для успешного же противостояния ложной аргументации полезными оказываются знания о научных методах и принципах (таких интересных как, например, фальсифицируемость), а также здоровый скептицизм и любознательность (вместо готовности принимать желаемое за действительное).

7
Прокомментировать

Мое мнение - тяжелее. Атеист - человек, который НЕ ВЕРИТ в Бога. Религиозный же наоборот. Так вот, человека атеистических взглядов нужно сначала заставить поверить, а потом уже в нужный предмет. У верующего же этот путь короче (добавляем сверху то, что секта строится на распространенной вере, а обычному верующему не так сложно запутаться в каких-то религиозных тонкостях).

6

При отсутствии критического мышления и привычки искать первоисточники, можно попасть и не в чисто религиозную секту, а в любую другую) Или стать любителем теорий заговора, параноиком и т.п.

Атеизм не всегда равен скептицизму и естественнонаучной (да и гуманитарной) подкованности

+2
Ответить

Если человек сам пришёл путём размышлений к атеизму, то такой человек, безусловно, будет скептичен и достаточно образован. Иначе как он пришёл к атеизму: - взял и в один день стал атеистом?

+1
Ответить
Прокомментировать

У Атеистов обычно отрицание любого творца мира, который возник из "ниоткуда", и не важно кто там возникал магическим путем, главное что не возникал

Другой случай, когда человек верит, но верит потому что надо верить(религиозное воспитание, собственное сознательное согласие с концепцией создателя), но не углублялся в историю религии

конечно, ни атеиста/верующего до мозга костей ни в какую секту не затащить, а вот человека который не сам пришёл к своему религиозному выбору намного проще.

0
Прокомментировать
Ответить