Jean Claude
17 июля 10:58.
3771

Насколько атеиста легче или тяжелее заманить в секту, чем не атеиста?

РелигияПсихологияОбщество
Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
9
5 ответов
Поделиться

В тоталитарные секты обычно попадают люди двух типов. Либо люди психологически готовые к такому повороту - личностно незрелые, инфантильные, в периоды тяжелого стресса или сложного жизненного выбора. Они приходят в секту за утешением в скорби, за тем, чтобы кто-то снял с них груз ответственности и вины, рассказал как правильно поступать, пригрел, понял и полюбил. И такие люди оказываются в сектах независимо от своих декларируемых убеждений, ибо ищут решения не мировоззренческих, а психологических проблем.

Либо в секты попадают люди религиозно безграмотные, незнакомые с историей религиозных идей, чуждые гуманитарного знания вообще. Человек гуманитарно грамотный опознает подделку, суррогат религиозности в предлагаемой ему концепции, опять же, независимо от убеждений: православный востоковед и востоковед-атеист в равной степени способны понять, что, например, Блаватская с точки зрения буддизма в любом из его ответствлений несёт лютый, несмешной, логически и исторически несостоятельный бред. Лингвист опознает подделку в "Велесовой книге", даже если сам лингвист будет кришнаитом. Религиовед запросто распознает манипуляцию и подмены в учении и методах проповеди - опять же, если это просто хороший религиовед, и неважно, совершает он намаз или посещает костёл.

А вот религиозно дикий, необразованный в этом отношении человек запросто поведется на уверенную трескотню и убежденный тон проповедника.

Не зря так бурно расплодились секты и всяческий другой кашпировский после распада СССР: вчерашние атеисты, зачастую хорошо подготовленные с точки зрения естественных наук, оказывались беспомощны перед просто очень уверенными и наглыми людьми, рассуждавшими на темы, которые для советского инженера или библиотекарши были просто неведомы. Использование простейших техник манипуляции вкупе с общенацинальным стрессом открыло умы наших соотечественников к речам проповедников, а отсутствие религиозных знаний и опыта сделало их восприимчивыми к любой мистической херне, в какие бы на одежды ни рядилась - христианские, восточные, оккультные и так далее.

Володя Берхинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

Атеист атеисту рознь. Если это "атеист" в форме "верующего в отсутствие Бога", каких в наше время, к сожалению, довольно много, то поменять "предмет веры" для таких довольно несложно. Что, к слову, хорошо иллюстрируется сегодняшней ситуацией в России, совсем недавно, на памяти нынешнего поколения, бывшей почти полностью атеистистическим обществом.

Думаю, всё зависит от внутренней аргументации человека. Не могу с уверенностью утверждать, но если его атеизм – тоже вопрос веры, а не экспериментального знания, то при искуссной "обработке" все шансы попасться есть. Для успешного же противостояния ложной аргументации полезными оказываются знания о научных методах и принципах (таких интересных как, например, фальсифицируемость), а также здоровый скептицизм и любознательность (вместо готовности принимать желаемое за действительное).

Показать ещё 2 ответа
Ответить