Olof Meister
октябрь 2017.
2630

Учившиеся за границей, сравните образование в СНГ и за рубежом. Есть ли отличия, где лучше?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
15
3 ответа
Поделиться

Я учился в Бордо (Бордо II) на медицинском факультете, пока мой отец работал там большом контракте в самом начале 90х (закончить, правда, оказалось не судьба, пришлось возвращаться в родные просторы, но я об этом мало жалею). Заканчивал образование уже в Москве. 

Что тут скажешь - это два принципиально разных подхода к образованию. У нас стараются научить понемногу всему и чуть подробнее конкретной специальности (а дальше на работе сам научишься тонкостям). Программы обучения и курсы жестко фиксированы для каждой специальности, никакого права выбора (ну кроме как перевод на другую специальность, что отдельный большой гемор), никакого индивидуального подхода. 

Во Франции (как и в других европейских странах и США) образование сосредоточено больше на двух вещах: на умении быстро разбираться и вникать в абсолютно любую сферу (т.е. навыкам поиска, сбора, анализа, верификации, сопоставления и усвоения больших объемов новой информации) и на очень глубоком (до самых тонких мелочей) владении своей конкретной, часто очень узкой, специальностью.  При этом есть базовый обязательный для специальности набор курсов и есть большой выбор предметов, из которых каждый студент может и должен выбирать себе подходящие по интересам и навыкам (есть минимальный порог учебных часов, который должен быть пройден за учебный период, но максимальный порог часто не выставляют). Так же очень много внимания уделяется индивидуальной и командной работе студентов с преподавателями. ЕГЭ ближе, чем кажется... Что мне с сегодняшнего дня делать, чтобы через 9 месяцев я успешно сдал ЕГЭ?Возможно ли сдать ЕГЭ на 100 баллов, готовясь самостоятельно (без репетиторов)? Почему экзамены ОГЭ/ЕГЭ длятся 3 часа 55 минут, а не просто 4 часа?Правда ли, что варианты на экзаменах (ЕГЭ/ОГЭ) легче тех, что дают при написании пробников?Какие самые простые и сложные ЕГЭ сейчас существуют?

26
Прокомментировать

Я учился в советском университете и в "западном". Бесполезно сравнивать - вузы в одной стране разные очень тоже.

Общие черты:

В "западном" у студента больше самостоятельности. Сам планирует себе график (хотя конечно есть "стрим", проще со своей группой сдавать обязательные предметы). Проще взять себе какой угодно курс вне специальности - хоть изучение китайского. Хоть в другом вузе. Никто не против - не спросят "зачем", просто засчитают кредитные единицы. Это не всегда хорошо: в крутом профильном советском вузе учишься "как робот", преподы знают лучше чем студент что ему надо, специалист иногда круче на выходе.

В "западном" нет глупостей типа физкультуры - если есть, то это чисто добровольный курс. Знакомят с разными видами физической активности. Даже полезно и "легко" получаешь кредитки.

В "западном" лучше организован быт. Жилье, еда. Всегда какая-то экономически выгодная столовая с очень свежей пищей прямо в вузе. В советском вузе на поиски где нормально поесть и на очереди в таких местах уходила часть дня.

И хобби, и время "свободное" (хотя у нормального студента его вроде не должно быть?) - лучше "на западе". Всякие клубы студенческие, пьянки, поездки, спортзалы, ...

Препод "западный" более отдален от студента - ему просто незачем вникать в его проблемы (бытовые сам решай, а психологические тоже вроде у врачей ...) Просто вежливое деловое общение, никаких эмоций.

За попытки обмана (списывания в частности) "на западе" наказывают строже - вплоть до отчисления.

Труднее: найти практику. Иностранец, причем недоученный, обычно никому не нужен. Но если удалось решить вопрос с работой - жизнь начинается просто как у бога ...

--------------------------------------------------------------------------

Самое главное: учись там, где собираешься жить. Вуз именно этой страны готовит тебя к работадателю данной страны. Свой вуз и есть "правильный". Дает среди прочего схемы для работы на предприятиях данной страны.

12
Прокомментировать

Не училась, но работаю в американском университете.

Разница в первую очередь в учебном плане. У нас в МГУ он был фиксирован, варьировались только спецкурсы и спецсеминары, но и то на словах. Как-то я решила сдать нахаляву теорию чисел вместо теории пластичности родной кафедре, но научрук отказался принимать курсовую, пока нужные курс и семинар не будут сданы. То есть формально я выполнила требования учебной части, а по факту меня могли отчислить, если б я срочно не сдала сколько-то там лишнего. В университете, в котором я работаю сейчас, есть фиксированная последовательность core courses (сначала пре-матан, потом матан-1, потом матан-2, параллельно с матаном-1 можно взять алгебру-1, дифуры можно брать только если уже выполнил и матан-2, и алгербу-2, и тд -четкие фиксированные pre-requisites) полугибкая последовательность content курсов (философия, иностранный, прочая бадяга) и в остальном хоть что бери. Есть такая вещь, как major - основная специализация. Помимо нее есть ещё и minor - дополнительная, и совершенно не важно, в общем, как она коррелирует с основной. Можно быть биологом и вокалистом, к примеру. Или бухгалтером и философом. Третье важное отличие гибкого учебного плана от жёсткого - студент не обязан учиться сколько положено семестров. Можно брать 1 предмет в семестр (2 пары) и работать фултайм. Можно брать 6+ предметов, плюс брать каждый летний семестр (в нашей системе университеты работают весна-лето1-лето2-осень, летом идут интенсивные курсы, занятия каждый день - для очень мотивированных либо для тех, кто весь год до этого ничего не делал или не осиливал), и так выпуститься не через 4 года бакалавриата, а существенно быстрее. У локальных студентов есть ещё возможность взять часть бакалаврских курсов вместо школьных прямо в школе, и после поступления их перезачесть. Год-два (== двойная-тройная экономия денег) - и уже диплом/магистратура. Образование очень заточено под покупателя, как и любая другая дорогая услуга.

Далее, про подход. Я не знаю, как сейчас, но ещё лет 5 назад вузы в РФ почти не практиковали интерншипы (вышка что-то делала, разве что). Образование как бы образованием, а стажировки - да о чем вы? В штатах даже самый перепердюйский комьюнити колледж старается пристраивать студентов на летние стажировки или на парт-тайм работу по будущему профилю во время учебы. В итоге к диплому эти ребята уже имеют опыт работы по специальности, у них не пустое резюме, и их часто по непрерывности нанимают конторы, в которых они стажировались. Плюс они наращивают сесть проф.контактов. Здесь хочу обратить внимание на сказанное выше отдельно: да, университеты крайне заинтересованы в том, чтобы студенты работали во время учебы, университеты обеспечивают эти рабочие места - за деньги и официально. Лаборантами, секретарями, тюторами, прокторами и тд. Каждый день между парами или до/после. Не свободная, короче, касса, а прямо на кампусе.

Про качество говорить нет смысла, поскольку оно зависит от ваших интересов и вашего бюджета. Не исключено, что бюджетное место в РФ даст вам лучшие знания в чем-то, ну, я не знаю, вдруг вы музыкант? Или вас интересует уголовное право. Или пат.анатомия. В каждом деле свои нюансы. Ясно, что MIT и Cal Tech давно с физфаками отечественными не соревнуются.

10
Прокомментировать
Ответить