Встречный вопрос. Что значит «риэлторы утверждают»? Прямо вот так все и утверждают? Или вам один такой попался и вы обобщили? Это всё равно, что сказать (про что угодно): «Прохожие утверждают…»
И уж не знаю, как сочетаются слова «дешевые» и «классные»… Классные по каким признакам? Это вообще как-то совмещается?
На рынке новостроек – да, есть базы, доступные только агентствам и агентам. Владельцы этих баз (каталогов) заключают договоры с застройщиками, которым невыгодно содержать огромные отделы продаж и которые пользуются услугами сторонних агентов, которым как раз и нужны такие базы. По этим договорам цены квартир в прямом отделе продаж и через эти базы-каталоги – одинаковые, ассортимент с отделами продаж застройщиков – одинаковый, скидки и акции от застройщиков все работают. При этом услуги агента для покупателя бесплатные (каталогам/агентам платят застройщики), а бронирование и покупка всё равно происходят только с застройщиком. Сказать, что там квартиры обязательно «дешевые» и «классные», нельзя – они там те же, что и у самих застройщиков, то есть разные.
Просто собраны в одном месте, что здорово экономит и силы, и время покупателя. Пробовали звонить тридцати застройщикам с десятком вопросов (на первый раз, для начала) каждому? Неделя упорного интернетного/телефонного труда (я про большой город)! А вот с таким каталогом – часа хватит. Но без грамотного агента и его доступа к базам это действительно не получится.
Эти базы какие-то секретные? Для «простых покупателей» – в каком-то смысле… Но не потому что там информация секретная – это, уж извините, нелепо и даже глупо: кто ж «кота в мешке» покупать-то будет. Просто сама передача покупателям информации – иногда длительный процесс. Плюс «выезд на места» для осмотров, если это возможно и необходимо/желательно. Плюс много-много «деталей». Которые детали иногда только на первый взгляд бывают. А держать у себя на постоянной основе огромный штат агентов для этого, что уж как минимум накладно, если и вовсе не бессмысленно. В таких «базах» работают только менеджеры-консультанты/помощники для самих агентов, то есть это для них совершенно другой объём работы и совершенно другие затраты времени. И всё по телефону и электронной почте.
На вторичном рынке некоторые продавцы эксклюзивного (и дорогого! Сотни миллионов, а иногда и ещё больше!) жилья действительно не хотят, чтобы фото, описание и т.д. их квартир были видны прямо всем-всем-всем и на условном «Авито». Им оно надо?! И агентства, специализирующиеся на элитной недвижимости, могут размещать информацию для коллег (не для покупателей «с улицы»!), с которыми у них налажен контакт, на своих закрытых сайтах. Но сказать, что это какие-то обширные базы, точно нельзя, это, скорее, точечная информация – рынок элитной недвижимости невелик сам по себе. Да и квартиры там, повторяю, классные, но отнюдь не дешевые. Могу только повторить вопрос к вашему вопросу: как, по-вашему, совмещаются понятия «дешёвые» и «классные»?
Всё остальное – в открытом и свободном доступе. С одним уточнением/пожеланием: пользователю этого открытого и свободного доступа хорошо бы ещё иметь знания и навыки, необходимые для эффективности этого пользования. А это, увы, бывает далеко не часто…