Ответить
The Question
апрель 2015.
4078

Какой праздник важнее: Рождество или Пасха?

РелигияОбщество
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
9
3 ответа
Поделиться

Безусловно, Рождество и Пасха - два самых главных христианских праздника. Рождение и воскресение - это основные события в жизни Христа, и именно они стоят во главе годового литургического цикла. Теоретически в рамках религии эти праздники равнозначны, есть даже такая присказка "Пасха кроется в Рождестве, а Рождество - в Пасхе".

Но на бытовом уровне, что называется - для людей, - это не совсем так.

Отношение к этим двум праздникам - одно из главных символических различий между западным и восточным христианством.

Для католиков или протестантов Рождество значит больше: его шире и активнее празднуют, про него больше говорят, его чаще называют главным семейным праздником. Для православных же Пасха "затмевает" Рождество, и именно она считается основным религиозным событием.

Исследователи сходятся во мнении, что такое различие обусловлено разным культурным кодом и богословской традицией.

Дело в том, что католицизм и протестантизм ориентируются, в первую очередь, на земную жизнь Христа и его деяния. Западному христианству существеннее, что Иисус - сын человека. В православии же важнее, что Христос - сын Бога. И то, что он погиб, страдая за род человеческий, а потом воскрес, даруя нам надежду.

Пасха. Основная цель воплощения Второго Лица Троицы была вовсе не дать новую мораль. Христианская мораль прекрасна, но, строго говоря, совсем не обязательно быть христианином, чтобы ее придерживаться. "Золотое правило нравственности" (не делать другим того, чего не хочешь себе) сформулировал старший современник Иисуса Христа Гиллель. История знает множество примеров самопожертвования ("нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя" - тоже столп христианской морали) в различных культурах. Забота о ближних - это вообще основа нормального функционирования общества и государства. Даже примеры любви к врагам мы встречаем еще в Ветхом Завете (например, будущий царь Давид упорно отказывается убивать и раз за разом проявляет любовь и верность по отношению к невзлюбившему его царю Саулу).

Другое дело, что никогда все это не соединялось в одном месте и в одном учении.

Христос воплотился в первую очередь для того, чтобы искупить грех человека и всего человечества и освободить его от смерти. Победа над смертью происходит через Его Воскресение.

Если Христос не воскресал, то хороший ты человек или плохой, никакого значения не имеет (апостол Павел так и говорит, что без Воскресения Христа наша вера тщетна). Дело даже не в том, что без Бога все позволено - без Бога как раз не позволено ничего. Если ты добрый и жертвенный, если ты переводишь старушек через дорогу, ездишь в Африку лечить лихорадку Эббола, если ты воюешь против фашистов (или против еще какого-то кровавого режима), но Христос не воскресал, то вся твоя доброта и жертвенность - это Сизифов труд. Старушка умрет от старости, несостоявшаяся жертва лихорадки умрет от чего-нибудь другого, и избежавшая репрессий потенциальная жертва кровавого режима тоже все равно умрет. "Летай иль ползай - конец известен: все в землю ляжем, все прахом будем", как говорил персонаж Горького.

Вера других религий в посмертное воздаяние отношения к делу не имеет: смерть в них не побеждена, ей просто присваивается значение "справедливости" - она раздает всем награду и наказание. Все было бы хорошо, но все живое инстинктивно боится смерти. Если бы все было так просто, к смерти стоило бы стремиться - сделай побольше хороших поступков, переведи, опять же, десяток старушек через дорогу, если ты маленький и слабый, сделай что-нибудь серьезное, если ты сильный и крепкий (усынови больного ребенка или собери денег на онкобольного) - и порежь вены, как только почувствуешь, что устал, выдохся и больше не можешь творить добро.

И, в любом случае, каждый человек, без исключения, делал не только хорошее, но и дурное. Закон справедливости чисто логически требует, чтобы "оплачено" было все. Одно из двух: либо, если оплата идет бесконечностью, то человек вечно будет одновременно искупать зло и вознаграждаться за добро (то есть мучиться и наслаждаться), либо вообще его судьба во времени непонятна - конечные грехи и конечные добродетели не могут оплачиваться вечно.

Тем более не имеет отношения к делу представление о реинкарнации. Колесо сансары - колесо не только жизни, но и смерти. И справедливость сансары абсолютно безлична: у человека не сохраняется памяти о прошлых жизней, то есть, строго говоря, он страдает и наслаждается за то, что совершал не он. (Тут можно поговорить о христианском представлении о личности, как целокупности души и тела, но тогда я напишу еще километр.)

Воскресение Христово говорит, что смерти в принципе больше нет. Она побеждена.

И представление о "воскресающих богах", которое было во многих языческих религиях, и о воскресающих героях, которое даже в сказки перекочевало, тоже "не о том". Весь смысл христианства - в том, что Бог стал одновременно человеком. Из плоти и крови. Умер, как человек, потому что каждый человек смертен. Но так как Бог умереть не может, то смерть Им попросту подавилась. И, поскольку Бог бесконечен и вечен, то несварение у смерти наступило навеки - она отдала даже тех, кто умер раньше, не говоря уже о последующих поколениях.

По большому счету, для умирания теперь надо приложить серьезные усилия - надо активно захотеть умереть. Это желание может выражаться в сознательно избираемом образе жизни - откровенно греховном или невоздержанном, цепляющемся за материю (тут становится ясно, почему христианство считает грехом любую телесную распущенность - от сексуальной до переедания: что человек будет делать в "бесплотной" вечности со своей тягой к плотским удовольствиям? правильно, страдать и мучиться, т.е. умирать), в сознательно избранных верованиях (если человек от всей души хочет колеса Сансары, жаждет и ждет колеса Сансары, если он очень хочет искупать свою карму - что ж, будет ему искупление кармы, никто никого не насилует Царствием Небесным - только это искупление - тоже ад и смерть, потому что вечно и без выхода), в конечном итоге - в сознательном неприятии жертвы и Воскресения Христа.

(Я не буду здесь объяснять, зачем умирать Христу надо было именно так, через несправедливое осуждение и мучительную казнь, потому что вопрос не о том, а "простыня" моего ответа и так все растет и растет - но, в общем, так было надо, и это не для пущего драматизма подчеркивается.)

Возвращаясь к основному вопросу. Рождество, безусловно, тоже важно, с него начинается земной путь Христа, который ведет к спасению рода человеческого. Но родился Он именно ради вот этих нескольких дней - от Тайной Вечери до Воскресения. И Воскресение - окончательная цель, ради которой все и было затеяно. Именно поэтому Пасху называют "Праздником праздников и Торжеством из торжеств", полноценно празднуют целую неделю, а чуть менее торжественно - еще целый месяц, в течение года каждое воскресенье считается "Малой Пасхой", ее значение постоянно подчеркивается, она стоит в центре всего богослужебного года и вообще христиане живут ожиданием Пасхи.

Я тут очень приблизительно изложила представления той конфессии, к которой отношусь - то есть, православного христианства. Примерно так же верят и католики, и представители большинства протестантских деноминаций, и вообще традиционные христиане.

Евгения Сеньчуковаотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

Для маркетологов более важно Рождество, как более удобное для продажи подарков. На Пасху дарить подарки не принято, хотя небольшие подарки тоже дарят. Кроме того Рождество традиционно особый праздник для детей, видимо по аналогии с днем рождения, детям активнее покупают подарки. Маркетинг более развит на западе.

Людям, и детям особенно, вообще более понятна тема рождения, а не тема смерти и воскресения. Тут разницы между западом и востоком нет.

Оказавшись на Пасху в Риме не заметить праздника будет невозможно, а в Москве днем в воскресение можно ничего и не заметить. И у нас и у них есть две праздничных службы -- ночью первая и утром вторая. Так вот пасхальным утром в Риме, в Ватикане служат прямо на площади Святого Петра и собирает эта служба до 250 тысяч человек.

А догматически ни католики, ни протестанты не принижают Пасхи. В целом протестанты и католики (особенно у протестантов, по определению -- они решили очищать свою веру ориентируясь на текст) больше уделяют внимания знанию Библии и тоже отлично знают:

«А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14)