Schwarz Panzer
октябрь 2017.
837

Атеистами ли были высшие лица Третьего Рейха? А низшие и средние?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
2
2 ответа
Поделиться

О, это была очень пестрая картина. Для начала скажем, что, во-первых, атеизм в нацистской Германии преследовался, а во-вторых, в программе НСДАП ("25 пунктов") была зафиксирована приверженность движения "позитивному христианству" (правда, ясного толкования этому термину так и не было предложено, кроме слов рейхсминистра по делам церкви Ганса Керля "позитивное христианство - это национал-социализм").

Теперь приблизительно опишем пестроту сложившейся картины. Подавляющее большинство немцев с рождения (вернее, с момента крещения) состояли в двух наиболее крупных церковных общинах страны - союза Евангелических церквей германских земель и Римско-католической церкви. Справедливо это было и по отношению практически ко всем вождям НСДАП, начиная с низового уровня. Но тут необходимо зафиксировать различие между церковной и внеконфессиональной религиозностью. Первой обладали те, кто, став членами партии, продолжали участие в жизни своих общин - правда, с течением времени статус фюрера в партии и члена какой-либо церкви вступали в противоречие. Дело в том, что НСДАП устами своего лидера провозгласило своим противником "политическое христианство", к которому относили любое проявление желания немецких христиан участвовать в публичной политике в соответствии со своими религиозными взглядами за, пожалуй, единственным исключением в виде движения "Deutsche Christen", "немецких христиан", целью которого было создать на базе нацистской идеологии единую национальную протестантскую церковь, реформировав ее вероучение (отказавшись от Ветхого завета и иных проявлений "еврейского влияния", объявление Христа арийцем, удаление из церкви крестившихся евреев и т.п.). Среди нацистских лидеров были сторонники этого движения, но парадоксальным образом их было, судя по всему, немного - по большому счету, в нем отпала надобность после того, как был проведен процесс унификации протестантских церквей Германии (и создана Имперская, или Германская евангелическая церковь), пасторы которой были понуждены в 1938 году принести клятву верности фюреру. Сложнее было католикам - несмотря на конкордат между папой Пием XI и Гитлером, нацисты проводили откровенно антикатолическую политику, а многие их меры вызывали критику со стороны католиков. Тем не менее, католиками формально продолжали быть многие нацистские лидеры, начиная с самого Адольфа Гитлера, а некоторые вожди были католиками вполне осознанно - таким был гауляйтер Силезии Йозеф Вагнер, и это послужило непосредственным поводом к расправе с ним его высокопоставленных врагов (было перлюстрировано его письмо, где он неодобрительно высказался по поводу возможного брака своей дочери с офицером СС, вышедшим из церкви).

НСДАП устами своих вождей неоднократно (хотя и не всегда во всеуслышание - с целью "успокоения народа" нацисты предпочитали иные заявления, типа гитлеровского о том, что "христианская церковь - важный элемент сохранения души немецкого народа") заявляла, что христианство по своей природе враждебно национал-социализму. Поэтому, можно думать, число лидеров партии, бывших одновременно активными прихожанами своих общин, снижалось, но возрастало количество людей, которые не были религиозны в традиционном, церковном смысле, но не становились атеистами (или тем более язычниками - таковые в Германии были, но если в веймарский период их считали безобидными фриками, то в нацистский период подвергали осмеянию, чему задавал тон сам Гитлер), а продолжали верить в существовании Провидения, чьим посланником был их фюрер. Многие - как сам Гитлер - при этом продолжали числиться в своих общинах (и платить церковный налог, участвовать в некоторых церемониях и обрядах - например, крестили детей, посещали или заказывали сами поминальные службы по умершим), но постепенно набирал силу процесс массового выхода членов партии из церквей. Это обуславливалось тем, что они сами начинали чувствовать, что христианство действительно противоречит их партийной догме. Наиболее радикальные формы этот процесс принял в организации СС - она ощущала себя наиболее непримиримой противницей христианства. Многие ее лидеры покинули церкви, особенно велика была доля вышедших в SS-Totenkopfverbände (т.наз. "отрядах Мёртвая голова", конвойных войсках Инспекции концентрационных лагерей) - их начальник СС-обергруппенфюрер Т. Эйке буквально заставлял своих подчиненных отрекаться от своих церквей, но при этом не терпел в своей организации атеистов. Позже эта организация вошла в состав Войск СС, где, в отличие от германского вермахта не было капелланов. Но при этом доля таких людей - нерелигиозных неатеистов - была хотя и очень заметная, но не составляла даже половины (в среднем ненамного больше 30%), а минимум около четверти членов СС (причем даже охранники концлагерей из "отрядов Мёртвая голова"!) продолжали посещать - порой в тайне от начальства - церковь и принимать церковные таинства.

Такова была картина - воистину очень пёстрая, меняющаяся, сочетающая действие разных факторов. Но непреложным был факт - нацизм не терпел атеизма, члены НСДАП обязаны были быть религиозными - вот только место Христа в их религии заняли неартикулируемое Провидение и его орудие, фюрер Адольф Гитлер, и созданный им национал-социализм.

2
0
Прокомментировать

Мы не можем в точности сказать были ли жители нацистской Германии верующими или нет . Во-первых нужно вспомнить феномен либеральной протестантской теологии - "я верю в Бога  которого нет" . Да и кирхенкампф тоже чего стоит . Поэтому можно сказать  что церкви в нац Германии были "гитлеровскими"  национал-социалистическими . Обычные же верующие в основном были в гонениях как Дитрих Бонхёффер . Но оккультизм  , а он был распространён  правда по всему миру .

0
-1
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью