Gleb Simonov
сентябрь 2017.
460

Почему была запрещена "De Monarchia" Данте? Когда и почему этот запрет был снят? Как католическая церковь относится к этой книге сейчас?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
5
1 ответ
Поделиться

Если обратиться к моему любимому проекту ПостНаука, можно найти интересное видео (с расшифровкой).

Дальше пойдёт длинная цитата из историка Александра Марея: "Когда Данте был изгнан из Флоренции (напомню, это в конце XIII — в самом начале XIV века), он довольно долго скитается по Европе и, в частности, оказывается в Париже. В этот момент император Священной Римской империи собирается в поход против Папы Римского. Официально декларированной целью похода является объединение Италии. И Данте покупается ровно на это, потому что для Данте принципиально важная идея, политическая идея, психологическая, жизненно важная идея — объединение Италии, создание единого итальянского пространства, единой итальянской державы.

Данте пишет трактат «Монархия», адресуя его императору Людовику Богемскому. Основные положения трактата таковы: во-первых, Данте отталкивается от Аристотеля и постулирует разумную природу человека; во-вторых, каждый человек в силу своей разумности стремится к совершенству, точнее, к самосовершенствованию с целью достичь идеала.  (...) Если мы говорим о людских коллективах ... совершенствоваться вместе можно тоже только в состоянии покоя. А что такое состояние покоя для общественного объединения? Это состояние мира. Следовательно, людям нужен мир. И люди объединяются в общины, в города, в политические образования, в res publicae с целью достижения мира. Это высшая цель для Данте — мир и спокойствие. Но как возможны мир и спокойствие в каком-нибудь городе республики, где коммуны рвут друг друга на части, разные лидеры никак не могут договориться о том, кто прав, кто виноват? И Данте утверждает, что это невозможно. Он знал, что говорил, у него за плечами стояла Флоренция и политическая борьба, в которой тогда он проиграл, он и его партия. «Мир и спокойствие возможны только в монархии», — говорит Данте. Таким образом, над людьми должны стоять князья. Ибо только князь, il principe, принцепс, — в данном случае это прямой провозвестник макиавеллиевского Il Principe — может установить мир и порядок в подвластной ему общине, в городе, в республике.

Но этого мало, потому что люди все равно стремятся объединяться. Люди одни и те же по всему миру, и люди стремятся объединяться во все большие и большие объединения. Следовательно, возникает нужда во все более крупных монархиях.

Идеалом становится вселенская монархия, monarchia universalis, объединяющая всех под одной эгидой. Кто встанет во главе? Поскольку объединяться будут республики с князьями, а князья тоже люди, и князья начнут ссориться друг с другом, если они попытаются объединиться, пытаясь договориться о старшинстве, — следовательно, во главе должен стоять человек, удовлетворяющий одновременно двум условиям: он должен быть равен им всем и должен быть выше их всех одновременно. Если идти в русле не дантовского дискурса, а в русле богословского, то напрашивается, конечно, фигура Папы. Но для Данте — и здесь ключевой момент — фигура Папы в данном случае совершенно невалидна. Папа для Данте — это немного другая оптика. Для Данте Папа не верховный владыка всего христианского мира, а всего лишь один из феодальных сеньоров Италии, который так же наносит удары в спину, который так же интригует против других городов, это владетель Рима, одного из городов Италии. Можно вспомнить и о том, что Данте был личным врагом Папы Бонифация VIII, который отвечал ему полной взаимностью — Бонифаций его тоже ненавидел.

В этой ситуации таким князем может стать только император — император, выбранный над всеми, император, объединяющий всех, император, удовлетворяющий всех. Почему он равен всем князьям? Потому что он сам один из них. Почему он выше? Потому что они его выбирают и ставят над собой своей волей — договорная фигура, выборная фигура, но вместе с тем вышестоящая. Такой монарх обладает несколькими принципиально важными качествами, на которых Данте останавливается. Здесь Данте, конечно, немного лукавит — он пишет трактат, адресованный императору, и хочет, чтобы император услышал его. Такой монарх, во-первых, одинаково близок ко всем и одинаково удален ото всех, он как бы центр окружности, он одинаково греет всех. Во-вторых, поскольку он всеобщий монарх, то ему для себя уже ничего не надо, у него все есть, и он всего себя, все свое правление, все свои силы будет отдавать людям, подвластным ему, устраивая и поддерживая мир, необходимый людям для самосовершенствования. Здесь Данте, разумеется, немного лукавит, уповая на бескорыстие императора, но логика вполне ясна. И, наконец, третье: такой монарх избран всеми, всеми выборщиками, всеми князьями, а значит, он не может ошибаться. Поскольку он выбран всеобщей волей, все люди сразу ошибаться не могут, их воля истинна, следовательно, воля императора, продолжающая и отражающая волю всех людей сразу, тоже истинна".

Конец цитаты.

Итак, Данте - враг Папы, друг императора (врага Папы), выступает против "Константинова дара" (на нём зиждилось главенство Папы над монархами). Вполне логично, что Церковь болезненно восприняла его трактат.

С середины ХХ века Индекс запрещённых книг не существует.

(Там же, на ПостНауке - о полномочиях средневековых Пап, о политической теологии XIII-XIV вв.).

Ivan Renardотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью