Существуют ли доказательства существования города Эльдорадо или доказательства того, что это просто легенда?

1999
2
0
20 августа
02:45
декабрь
2016

Эльдорадо, в том виде, котором её представляли европейские искатели приключений, – это миф, созданный воображением конкистадоров на основе почерпнутой ими информации о верованиях и традициях южноамериканских индейцев. Легендарной страны из золота и драгоценных камней не существовало, хотя основания для вымыслов о ней были вполне реальные.

Название мифической земли происходит от испанского El Dorado, что означает «позолота». Основой для него послужили легендарные традиции индейцев чибча, населявших берега озера Гуатавита. У них было распространено предание о богине Бачуэ. Согласно легенде, она привела из озёрных вод на землю первого человека, с которым затем вступила в брак и родила от него детей. Она же начала разводить картофель и кукурузу – главные сельскохозяйственные культуры индейцев. Передав все свои знания потомкам, богиня и её муж покинули землю, вернувшись в озеро, где превратились в двух водяных змей. В связи с этой легендой у чибча возник особый обряд посвящения нового вождя. В торжественной обстановке в присутствии всего племени его покрывали глиной и тонким слоем золотой пыли, после чего сажали на тростниковый плот вместе с четырьмя помощниками. Затем на середине озера он нырял в воду и смывал с себя позолоту, принимая, таким образом, благословение богов. Пришедшие в Южную Америку конкистадоры, услышав о таком обычае, трансформировали его в своём воображении в легенду о стране неиссякаемых богатств. В ней якобы дома и дороги сделаны из золота, а повсюду россыпи драгоценных камней. Фантазия подстёгивалась также сообщениями о сокровищах инков, захваченных братьями Писарро.

Все попытки найти загадочную землю не приносили результата. Немного повезло только первому искателю Эльдорадо писателю и историку Гонсало Хименесу де Кесаде. В ходе военной экспедиции в 1537 г. ему удалось почти без сопротивления покорить земли чибча, на которых впоследствии он основал город Санта – фе – де – Богота. Также была захвачена крупная добыча – большое количество золота и изумрудов. Но при подсчёте, произведённом королевскими чиновниками, выяснилось, что драгоценного металла и камней, отвоёванных Кесадой, меньше, чем сокровищ, привезённых из земель инков. Таким образом, цивилизация чибча никак не могла быть страной несметных богатств. Тем не менее, Кесада получил от короля Карла V почётный титул губернатора Эльдорадо и право управления захваченными землями. Позже он ещё раз пытался отыскать загадочную страну, но безуспешно. Затем Кесада вернулся в Испанию, где 16 февраля 1579 г. скончался от проказы. Кроме его экспедиций, предпринималось и множество других попыток отыскать Эльдорадо, но все они не имели успеха.

В 1638 г. писатель Хуан Родригес Фрейле (1566 – 1640) в своей книге «Открытие и завоевание Новой Гранады» достаточно подробно описал обряд посвящения нового индейского вождя страны Эльдорадо, схожий с традициями чибча. Среди прочих подробностей автор упомянул о жертвоприношении озёрному божеству золота и изумрудов.

В тоже время Фрейле был вынужден констатировать безрезультатность поисков мифической земли. Он писал: «И хотя правда, что капитаны, которые завоевали Перу и губернаторства Попаяна, и Венесуэлы, и этого Нового Королевства, всегда стремились к завоеванию Эльдорадо, что одно лишь его название воодушевляло испанцев на его завоевание, но так никогда и не смогли они его найти, хотя это стоило им многих жизней и больших затрат, и они даже не установили точное место, где бы оно находилось, несмотря на то, что были пройдены равнины, проплывая при этом Ориноко, Дарьен, реку Орельяна или Мараньон, и другие полноводные реки, и хотя на их берегах располагались большие поселения, так и не были найдены богатства, какие имеются в этом Новом Королевстве в его богатых рудниках». Таким образом, Фрейле подвёл итог многочисленным экспедициям с целью найти золотоносную страну.

Помимо поиска государства Эльдорадо, неоднократно предпринимались попытки отыскать его многочисленные богатства, которые должны лежать на дне озера Гуатавита. И здесь исследователям сопутствовал больший успех. В 1545 г. по указанию Кесады конкистадоры в течение трёх месяцев пытались вёдрами осушить водоём. Несмотря на то, что они так и не смогли завершить свой труд, на обнажившихся берегах им удалось найти золото на крупную сумму. Следующую попытку предпринял испанский купец Антонио де Сепулведа, пытавшийся осушить озеро с помощью технических средств. Он смог поднять со дна значительное количество золота и изумруд, но на дальнейшие изыскания ему не хватило средств. В итоге он заболел лихорадкой и умер. Дальнейшие попытки поиска индейских богатств проходили без особых успехов. Одновременно появлялись научные обоснования существования золота чибча. Немецкий путешественник и естествоиспытатель Александр Гумбольдт, посетивший берега Гуатавиты в 1801 г., рассчитал, что на дне озера должно лежать не менее 50 миллионов золотых предметов. Попытки извлечь сокровища из водоёма продолжались вплоть до начала ХХ века, но всякий раз оканчивались безуспешно. Наконец, в 1965 г. колумбийское правительство объявило озеро национальным заповедником.

Подводя итог, можно сказать, что хотя поиски драгоценной страны Эльдорадо и окончились безрезультатно, золото чибча, чьи традиции и дали стимул к возникновению легенды, возможно, ещё покоится на дне озера Гуатавита.

Вячеслав Бабайцевотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
17
1
август
2015

Эльдорадо, в том виде, котором её представляли европейские искатели приключений, – это миф, созданный воображением конкистадоров на основе почерпнутой ими информации о верованиях и традициях южноамериканских индейцев. Легендарной страны из золота и драгоценных камней не существовало, хотя основания для вымыслов о ней были вполне реальные.

Название мифической земли происходит от испанского El Dorado, что означает «позолота». Основой для него послужили легендарные традиции индейцев чибча, населявших берега озера Гуатавита. У них было распространено предание о богине Бачуэ. Согласно легенде, она привела из озёрных вод на землю первого человека, с которым затем вступила в брак и родила от него детей. Она же начала разводить картофель и кукурузу – главные сельскохозяйственные культуры индейцев. Передав все свои знания потомкам, богиня и её муж покинули землю, вернувшись в озеро, где превратились в двух водяных змей. В связи с этой легендой у чибча возник особый обряд посвящения нового вождя. В торжественной обстановке в присутствии всего племени его покрывали глиной и тонким слоем золотой пыли, после чего сажали на тростниковый плот вместе с четырьмя помощниками. Затем на середине озера он нырял в воду и смывал с себя позолоту, принимая, таким образом, благословение богов. Пришедшие в Южную Америку конкистадоры, услышав о таком обычае, трансформировали его в своём воображении в легенду о стране неиссякаемых богатств. В ней якобы дома и дороги сделаны из золота, а повсюду россыпи драгоценных камней. Фантазия подстёгивалась также сообщениями о сокровищах инков, захваченных братьями Писарро.

Все попытки найти загадочную землю не приносили результата. Немного повезло только первому искателю Эльдорадо писателю и историку Гонсало Хименесу де Кесаде. В ходе военной экспедиции в 1537 г. ему удалось почти без сопротивления покорить земли чибча, на которых впоследствии он основал город Санта – фе – де – Богота. Также была захвачена крупная добыча – большое количество золота и изумрудов. Но при подсчёте, произведённом королевскими чиновниками, выяснилось, что драгоценного металла и камней, отвоёванных Кесадой, меньше, чем сокровищ, привезённых из земель инков. Таким образом, цивилизация чибча никак не могла быть страной несметных богатств. Тем не менее, Кесада получил от короля Карла V почётный титул губернатора Эльдорадо и право управления захваченными землями. Позже он ещё раз пытался отыскать загадочную страну, но безуспешно. Затем Кесада вернулся в Испанию, где 16 февраля 1579 г. скончался от проказы. Кроме его экспедиций, предпринималось и множество других попыток отыскать Эльдорадо, но все они не имели успеха.

В 1638 г. писатель Хуан Родригес Фрейле (1566 – 1640) в своей книге «Открытие и завоевание Новой Гранады» достаточно подробно описал обряд посвящения нового индейского вождя страны Эльдорадо, схожий с традициями чибча. Среди прочих подробностей автор упомянул о жертвоприношении озёрному божеству золота и изумрудов. Вот отрывок из его сочинения.

«Церемония состояла в том, что на этом озере из тростника строился большой плот, который украшали как только могли; на плот ставили четыре жаровни, в которых сжигалось большое количество моке, то есть местного благовония, а также скипидара, смешанного со многими иными ароматичными веществами.

В то время озеро было круглым, очень большим и таким глубоким, что в нем мог бы плавать корабль с низкой осадкой. По берегам озера скоплялись несметные толпы мужчин и женщин в украшениях из перьев, чагуалы и в золотых коронах. Вокруг разводилось множество огней; и в то время, когда благовония начинали жечь на плоту, их сжигали также на земле в таком количестве, что дым мог даже затмить дневной свет.

В этот момент наследника раздевали донага, кожу его намазывали клейкой землей и осыпали его золотым песком и золотым порошком так, что он оказывался полностью покрыт слоем золота. Затем помещали на плот, на котором он находился стоя, а у его ног складывали гору золота и изумрудов, которые жертвовались божеству. Вместе с ним на плот всходили из числа его подданных четыре наиболее знатных касика, наряженные в украшения из перьев, золотые короны, браслеты, нагрудники и серьги. Они также были обнажены, и у каждого из них имелось собственное подношение богам.

Как только плот отплывал от берега, начинали звучать музыкальные инструменты и крики толпы заполняли долины и горы. И этот шум продолжался до тех пор, пока плот не достигал середины озера, откуда с помощью флага подымался сигнал к молчанию.

Индеец, покрытый золотом, совершал свое жертвоприношение, бросая в воду все имевшееся при нем золото, а сопровождающие его касики делали то же самое; закончив эти действия, они опускали флаг, который был поднят все время, пока шло жертвоприношение. И когда плот направлялся к берегу, вновь начинались крики, игра на волынках и фаготах, а также танцы и пляски на их манер. Такова была церемония, во время которой наследник признавался в качестве господина и князя».

В тоже время Фрейле был вынужден констатировать безрезультатность поисков мифической земли. Он писал: «И хотя правда, что капитаны, которые завоевали Перу и губернаторства Попаяна, и Венесуэлы, и этого Нового Королевства, всегда стремились к завоеванию Эльдорадо, что одно лишь его название воодушевляло испанцев на его завоевание, но так никогда и не смогли они его найти, хотя это стоило им многих жизней и больших затрат, и они даже не установили точное место, где бы оно находилось, несмотря на то, что были пройдены равнины, проплывая при этом Ориноко, Дарьен, реку Орельяна или Мараньон, и другие полноводные реки, и хотя на их берегах располагались большие поселения, так и не были найдены богатства, какие имеются в этом Новом Королевстве в его богатых рудниках». Таким образом, Фрейле подвёл итог многочисленным экспедициям с целью найти золотоносную страну.

Помимо поиска государства Эльдорадо, неоднократно предпринимались попытки отыскать его многочисленные богатства, которые должны лежать на дне озера Гуатавита. И здесь исследователям сопутствовал больший успех. В 1545 г. по указанию Кесады конкистадоры в течение трёх месяцев пытались вёдрами осушить водоём. Несмотря на то, что они так и не смогли завершить свой труд, на обнажившихся берегах им удалось найти золото на крупную сумму. Следующую попытку предпринял испанский купец Антонио де Сепулведа, пытавшийся осушить озеро с помощью технических средств. Он смог поднять со дна значительное количество золота и изумруд, но на дальнейшие изыскания ему не хватило средств. В итоге он заболел лихорадкой и умер. Дальнейшие попытки поиска индейских богатств проходили без особых успехов. Одновременно появлялись научные обоснования существования золота чибча. Немецкий путешественник и естествоиспытатель Александр Гумбольдт, посетивший берега Гуатавиты в 1801 г., рассчитал, что на дне озера должно лежать не менее 50 миллионов золотых предметов. Попытки извлечь сокровища из водоёма продолжались вплоть до начала ХХ века, но всякий раз оканчивались безуспешно. Наконец, в 1965 г. колумбийское правительство объявило озеро национальным заповедником.

Подводя итог, можно сказать, что хотя поиски драгоценной страны Эльдорадо и окончились безрезультатно, золото чибча, чьи традиции и дали стимул к возникновению легенды, возможно, ещё покоится на дне озера Гуатавита.

Вячеслав Бабайцевотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
17
0
декабрь
2016

Ну, пока что, можно смело заявлять, что всё это - обычный миф. Так как, на данный момент времени, учёными не было зафиксировано каких-либо вещественных доказательств о существовании этого города.

1
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта