Александр Пичугин
11 августа 21:08.
5234

Скорочтение — миф или реальность? Можно ли читать быстро, не теряя критического восприятия текста?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
58
31 ответ
Поделиться

Суть методики скорочтения состоит в использовании большого зрительного поля для считывания текста, когда самой зоркой центральной частью сетчатки фиксируются основные ключевые слова текста, а менее чувствительная зона выхватывает остальные слова — мозг по этим обрывистым нечётким данным достраивает смысл предложений. Ещё в скорочтении принято бороться со внутренней речью, которая тормозит восприятие — идеальным является мгновенный перевод знаков в образы.

Обучиться скорочтению достаточно сложно, так как нужно очень быстро соображать и иметь гибкий ум, чтобы перестроиться с привычного режима чтения на быстрый.

Скорочтение подходит для газет, научной литературы, публицистики. Медленный привычный темп лучше использовать для хороших художественных произведений, где само звучание предложений имеет эстетическую ценность.

19

Ой, я бы поспорила с тем, что можно таким образом читать научную литературу, поскольку "самой зоркой центральной частью сетчатки фиксируются основные ключевые слова текста, а менее чувствительная зона выхватывает остальные слова — мозг по этим обрывистым нечётким данным достраивает смысл предложений". Лично я считаю, что в качественных научных текстах каждое слово на все золота и важно учитывать контекст прочитанного.

0
Ответить
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Я прочитал пару книжек по скорочтению, но ни одна из предложенных там методик мне не подошла. Знакомые мне люди, которые проглатывают фолиант за час, честно признают, что при этом они усваивают ну очень намного меньше информации, чем при обычном чтении. Меня такой результат не устраивает, поэтому я читаю по старинке: подряд, слева направо, каждую строчку, от корки до корки, в комфортном для понимания и усвоения темпе. 

Тем не менее, читаю я немало (в прошлом году прочитал 160 книг, в этом за неполных пять месяцев, если не ошибаюсь и ничего не путаю, 78 книг), поэтому попробую ответить на вторую часть вопроса: как читать качественно. 

Оценка качества зависит от критериев и от поставленных целей. Если я открываю сборник стихов с желанием получить импульс к освоению новых форм и через некоторое время по прочтении книги пишу стихи в новом для себя ключе - я считаю это чтение качественным. Если я читаю дневники и мемуары с целью мотивирования себя к ведению дневника и в результате начинаю писать ежедневные страницы содержательнее и полнее - я считаю это чтение качественным. Если я читаю биографию с целью выявления причин успеха конкретного человека и в результате меняю свой режим дня или формирую у себя новые привычки - я считаю это чтение качественным. И так далее. 

Т.е. выбор книг должен быть оправданным и целесообразным, и если речь не идет о развлекательном чтиве, качество чтения можно оценивать по его плодам. Хотя, у развлекательного чтения ведь тоже должны быть свои плоды :) 

Хорошо, чтобы в сухом остатке после чтения у вас имелось что-нибудь из нижеследующего: короткая рецензия (скажем, на Лайвлибе), выписки (скажем, в Эверноуте, и обязательно обильно снабжайте их тегами, потом это небольшое усилие многократно окупится), общее впечатление, записанное в дневнике или высказанное другу/соседу/коллеге. 

Кстати, на немножко похожий вопрос я отвечал здесь

17
Прокомментировать

Увеличить значимо (на много) скорость чтения без того, чтобы пострадало понимание не возможно.  Курсы по повышению скорости чтения достаточно бесполезны. И если могут помочь в какой-то мере лишь тем кто читал очень медлено, не имея для этого объективных причин. 
А в целом это пустое потраченое время и деньги.

Было время, такие курсы обещали читать со скоростью которая даже превышала физиологический придел возможности человека. 

11
Прокомментировать
Читать ещё 28 ответов
Ответить