Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как вам идея отдавать историческую недвижимость религиозным организациям не безвозмездно, а по общим правилам?

РелигияРпцИсаакиевский собор
Рустам Юлбарисов
  · 1,4 K
Философия, религиоведение, цифровые гуманитарные науки  · 18 сент 2017  · academia.fzrw.info

Пролблема реституции церковного имущества - это серьёзный вопрос, являющийся частью более общего процесса декоммунизации в постсоветских странах, не только в России. Религиозные объединения, пострадавшие во времена СССР, вполне имеют право на возвращение им церковной недвижимости или денежную компенсацию, но здесь есть несколько серьёзных проблем.

Прежде всего, во многих помещениях, когда-то принадлежавших религиозным объединениям, в настоящее время разместились общественно значимые объекты - музеи, университеты, институты. Эти объекты, вне всякого сомнения, должны быть сохранены, и реституция не должна распространяться на них.

Во-вторых, многие объекты, о реституции которых идёт речь, вообще никогда не были церковной собственностью, классический пример - Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. О какой реституции может идти речь, если собор никогда не был в церковной собственности? Как государство может "вернуть" то, что и так всегда ему принадлежало?

В-третьих, реституция должна подразумевать, что все дальнейшие обязательства по обслуживанию данного объекта берёт на себя новый владелец. Если объект является памятником архитектуры, то перед религиозной организацией стоит задача поддерживать его в надлежащем виде. За обшитые металлическими листами стены Новодевичьего монастыря и покрашенные колонны Казанского собора штрафовать следует совершенно нещадно. Церковь должна оценивать, действительно ли она способна поддерживать объекты в надлежащем состоянии, а если нет - то нечего и претендовать на них. Если бы церковь действительно была вынуждена за свой счёт реставрировать объекты в соответствии со всеми нормами, то трижды бы подумала прежде, чем претендовать на многие исторические объекты. Что мы, собственно, наблюдаем в Европе, где многие бывшие религиозные объекты превращены в музеи, лектории, концертные залы и т.д. совершенно добровольно и без всякой национализации - по чисто экономическим причинам.

В-четверых, реституция должна затрагивать все религиозные объединения. И сибирских шаманов, и признанных в России экстремистами Свидетелей Иеговы, и вообще всех, пострадавших в годы советской власти.

В-пятых, что следует из четвёртого, о возвращении предметов, переданных в музеи (икон, церковной утвари), во всяком случае, рядовых по своему религиозному значению, речи быть не может. Иначе мы дойдём до абсурда, когда надо будет отдавать бубны шаманам, идолов язычникам и т.д., и тогда получится, что религиозные экспонаты в музее в принципе невозможны. И тут, при всей моей симпатии к идее, что религиозные убеждения требуют уважения (я, например, был категорически против раскопок "алтайской принцессы"), я думаю, что нужно искать какой-то баланс между интересами науки и уважением к религиозным убеждениям, что, естественно, непросто и требует во многих случаях индивидуального подхода. Пока же, как показывает случай с той же "алтайской принцессой", действия российских властей в этом отношении непоследовательны. Одной рукой отдаём из музеев иконы, другой - раскапываем священные места алтайцев.

Мои доклады и лекции на YouTubeПерейти на youtube.com/c/StanislavPanin

Ответы про БДСМ вам явно удаются лучше.

Инженер, пенсионер  · 18 сент 2017
В России нет закона о реституции. Наследники владельцев усадеб, заводов, железных дорог, банков и пр. не могут вернуть себе эту собственность или получить компенсацию. Исключение сделано только для церкви, что само по себе несправедливо и нарушает принцип равенства всех перед законом. Единственно разумным решением была бы передача церкви некоторых объектов, но не в собст... Читать далее
"Исакий" - это православный храм. Почему это он не должен принадлежать православной церкви? Большевицкая власть... Читать дальше