Виталий Никитин
сентябрь 2017.
535

Какие есть интересные и масштабные труды об истории русского рока и рока в целом?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться

Начнём с того, что русского рока не существует.

То, что называют "русским роком", роком не является. На деле, мы либо слушаем бардовские работы, плагиаты с иностранных песен в той же бардовской или около-гитарной форме, жалкие попытки в "пост-панк", либо, в позднее время, когда тогдашними "тру-роцкерами" были вдоль и поперёк исхожены поэтические тропы (НЕ БУДУЧИ ПОЭТАМИ ИЗНАЧАЛЬНО) в различных её представлениях, поп и почти альтернативным роком, который также был скорее муляжом ,чем роком каким мы должны его знать.

И вот откуда на таком фундаменте (отсутствие музыкальной содержательности, без упора на поэзию и взаимоисключающих параграфах,в том числе "духовности")  должны появиться соответствующие и оформленные материалы о сабже? Нет, серьёзно, как можно относиться к культуре, которая сама себя с самого начала "убила", а теперь, к 2015 году, наконец-то начала "зарождаться", как и следовало бы действовать с нуля?

2
-2

Ответ не по сути вопроса. Я склонен думать, что если какому-то явлению дали название, то это уже как бы легитимизирует возможность его существования.

Если вы считаете, что т.н. "новая русская волна" (я так понимаю, говоря о возрождении русского рока в 2015, вы имеете в виду именно её) является возрождением "русского рока", то это бред, поскольку возникновение этих вещей произошло благодаря ОЧЕНЬ разным культурным ситуациям. Отчасти, ревайвлом постпанк-ревайвла это ещё можно охарактеризовать, но ревайвлом русского рока (т.е. 80-х по большей части) - простите, нет.

Да и как-то ваши слова непоследовательны - сначала вы говорите о РР как о несуществующем явлении, а затем говорите о возрождении этого явления. Как несуществующий жанр может возродиться?

Если вы думаете, что русский рок - это вся русскоязычная рок-музыка, то, боюсь у вас большие проблемы либо с культурным полем, либо с интерпретацией музыки. В любом случае, кругозор расширить бы не помешало.

-1
Ответить

Перечитал ещё раз ваш ответ и понял, что совершенно запутался в последнем абзаце.
Например:
"Нет, серьёзно, как можно относиться к культуре, которая сама себя с  самого начала "убила", а теперь, к 2015 году, наконец-то начала  "зарождаться", как и следовало бы действовать с нуля?"
О чём вы вообще? Видимо, всё же не о НРВ, кажется.
Да и ещё один вопрос назревает. НЕ БУДУЧИ ПОЭТАМИ ИЗНАЧАЛЬНО - А кто вообще решает, кто поэт, а кто не поэт? Где этот критерий?
И попрошу рассказать, каким же мы должны знать рок?

Смешно становится от позиции, почёрпнутой с лурки.

-1
Ответить

У вас проблемы с пониманием прочитанного. 

Ответ по теме: о "русском роке" (легитимитизировали только социальное явление, но не само направление) и музыке в этой стране. Возродилась именно "музыкальная культура", а не какие-то рок не рок направления в конкретике. Почему возродилась? Потому что коммерческая эстрадная культура сами знаете какого города исказила представления о музыке, т.к. ставила на первое место поэтику. 

О Новой Русской Волне - это продолжение New Wave из 80-х, единственное, что было действительно андерграундным и культурным, по этой же причине у неё через такой промежуток времени появились условные последователи. 

Насчёт поэт не поэт - всё проще. Обратите внимание на вышесказанное про "эстрадную культуру". Кто примыкал к ней (Топите БГ, Цоя и прочих в анналах истории, давно пора, плагиатчики не имеют права быть "звёздами", как сейчас не ценят этих Pop-еров) - тот и не был поэтом изначально. 

Насчёт рока - рока в стране не было. Читайте Жарикова, что из группы ДК. Смотрите видеомнение Градского по теме. Смотрите многочисленные выпуски плагиата про Талькова (Позорище), Кино, Бутусова (А что, нет неприкасаемых в других около-рок клубах при властях?), Мамонова (Егор Летов рассказал про всех и про эти рок-клубы в своих интервью). А настоящий рок - был только в Америке, Англии, там же его и искать надо по истории, в том числе и в понимании, что была субкультура рокеров.

0
Ответить
Ещё 4 комментария

"Легитимитизировали только социальное явление, но не само направление" - простите, а можно поподробнее? Почему, если что-то сыграно в четыре аккорда с определённым саундом и вокалом на русском языке с определённой манерой текстов - это величают "русским роком" (ну, или "как русский рок", что почти то же самое). Не говорит ли это о легитимизации этого термина именно с музыкальной точки зрения?
Вообще можно вспомнить Горохова, который приводил в пример кучу провинциальных немецких групп, которые звучали совсем одинаково "как Цой с Шевчуком", и выводил из этого тезис о русском роке как о всего лишь маленьком национальном примере усреднённой рок-сцены. И я с ним согласен.
Но мы говорим о легитимизации ТЕРМИНА "русский рок" по отношению к определённого рода МУЗЫКЕ. По-моему, если в основном, все, называют сходные музыкальные явления определённым термином вот уже тридцать лет - это и есть легитимизация этого термина по отношению к явлению.
Ну то есть понятно, что "русский рок" лабают везде и от этого такая музыка не становится ни лучше, ни хуже. Но это понятие уже прочно прикреплено к этому явлению, выделяя в нём территориально-национальный аспект. От этого, опять же, ни холодно, ни жарко. Но я просто не понимаю, какой смысл в вашем отрицании - "никакого русского рока не существует". Ситуации это практически не меняет, только вносит какой-то странный понт. И демонстрирует максимализм.
Жариков, простите за выражение, тот ещё пиздобол. Я довольно плотно его читал некоторое время, но он склонен сознательно запутывать своего читателя, в разных текстах он говорит кучу вещей, которые вроде бы и понятны, но в единую картину стыкуются с большим трудом. Короче говоря, во всех его телегах очень много постмодернистской игры и относиться к ним совсем уж буквально не стоит.
Музыкальная культура возродилась, ага. А с чего вообще мы решили, что она ВОЗРОДИЛАСЬ? То есть, я могу сказать, например, что её и не было никогда у нас, и что она скорее ПОЯВИЛАСЬ. Ну, или, а с чего это она возродилась, КАК НЕ БЫЛО, ТАК И НЕТ. И так далее. Во-первых, понятие "музыкальная культура" довольно расплывчато. А во-вторых, 2018 год уже на дворе, Интернет, постмодерн, все дела, естественно, при информационном обществе ситуация что БГ, что Летова (т.е., ситуация, приведшая к их музыко-социальным моделям) абсолютно невозможна, и это давно не открытие ни для кого. А вы тут - УЖОС УЖОС КОММЕРЧЕСКАЯ ЭСТРАДНАЯ КУЛЬТУРА ПИТЕРА ВСЁ ИСКАЗИЛА,  А ТЕПЕРЬ ВСТАЛИ С КОЛЕН
Дальше. Цитирую вас: НРВ - это "продолжение New Wave из 80-х, единственное, что было действительно  андерграундным и культурным, по этой же причине у неё через такой  промежуток времени появились условные последователи"
Ну смешно же. Это такой же "андерграунд", как и Дипапл с Битлами, ответвление поп-музыки, хорошее, интересное, но вполне себе известное и на очень большой процент коммерческое. Вопрос прямой связи НРВ и ньювэйва, я бы сказал, спорный. Ну то есть, ревайвл этого движа ньювейверского (и не только его, "британское вторжение" ещё в 90-х вспомнили и т.п.) был в нулевые за бугром (долго вспоминать не надо - достаточно Interpol, Lebanon Hannower и Franz Ferdinand), и это стало популярно вскоре даже у нас - в конце нулевых эти группы не слушал только ленивый. Тогда некоторые в РФ пытались играть и в постпанк, и в ньювайву, но большого движа не возникло. (Почему же? :) К началу десятых весь забугорный постпанк-ревайвл как-то заглох (некоторые группы стали новыми рок-звёздами и стригут бабло до сих пор, но мёртвых сильно больше). А году к 2014 слушатели всей этой инди-ревайвл штуки подросли и сделали НРВ.
Разберём по полочкам. Во-первых, опять же, культурная стиуация. Она сейчас очень отличается даже от той, которая была в нулевые, в период расцвета инди-ревайвла, не говоря уже о той, что была в 80-е. Не стоит забывать и о моде на ретро - в нулевых были модны восьмидесятые (у нас - до середины 2010-х), потом - девяностые (сейчас мода на девяностые потихоньку уже начинает умирать, И ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО ЗАМЕЧАТЬ). Можно толкнуть телегу о том, что временем постпанка в РФ как раз стали девяностые (как минимум, эта музыка стала относительно популярной и доступной по сравнению с временами СССР), но это несколько спекулятивно.
Ну, и НРВ не стала бы такой популярной и разнородной, если бы ориентировалась только на ньювайву из 80-х. Это явление впитало в себя ну ОЧЕНЬ уж много всего. Интернет же в помощь. И интересно оно может быть (потому что далеко не всегда интересно на самом деле) скорее ВОПРЕКИ, а не благодаря, всем этим 80-ческим тенденциям.

0
Ответить

Не признавая Жарикова, дискуссия в этом ключе бессмысленна.

Возродилась - потому что речь про создание новой музыкальной культуры взамен старой, которая идёт тем путём, каким шли предшественники, только не у нас, а за рубежом. Т.е из андерграунда. Показательна успешность гаражного и стонер-рока,  инди-рок ещё не нашёл себя, после волны дикого пост-панк разнообразия 2015-2016 года. 

Признают явление. А то, что хотят признать музыкой - увы, должны вначале отстоять тот факт, что плагиата музыкального нет. Поэтому это всё забудется (наконец-то) и никто не будет признавать оное. 

Если в одном предложении не укладывается "коммерческое" и "андерграунд", а скорее наоборот привычнее, когда андерграунд - это что-то некоммерческое - дискуссия окончена. Необходимо понимание, что музыкант зарабатывает средством, т.е. музыкой-песнями-хитами, а не тем, что продаёт себя.

0
Ответить

"Насчёт поэт не поэт - всё проще. Обратите внимание на вышесказанное про  "эстрадную культуру". Кто примыкал к ней (Топите БГ, Цоя и прочих в  анналах истории, давно пора, плагиатчики не имеют права быть "звёздами",  как сейчас не ценят этих Pop-еров) - тот и не был поэтом изначально"
Простите, это хуйня какая-то, на эту тему копья ломаются уже даже не одно столетие, а вы ссылаетесь на какую-то "эстрадную культуру". Ну, то есть, это вообще ничего не объясняет. Что за эстрадная культура? Почему в эстрадной культуре не может быть поэзии?
На эту тему много кто писал, Рондарев, например, утверждает, что поэзия в музыке не может быть таковой, поскольку она подстраивается под собственно музыку. Это и дальше можно разбирать, но это не так важно. А интересен вот какой момент:
"коммерческая эстрадная культура сами знаете какого города исказила  представления о музыке, т.к. ставила на первое место поэтику" - раз. То есть, они поэты, или хотя бы пытались ими быть (почему не вышло, понятно - потому что поэзия условно при симбиозе с музыкой перестаёт быть поэзией).
Но вы утверждаете, что они не поэты, потому что просто плагиатчики (все? кроме БГ и Цоя, что, других авторов текстов не было?) или потому что встроились в "эстрадную культуру".
Но тем не менее, по вашим словам, последователями РР ("тру-роцкерами") были "вдоль и поперёк исхожены поэтические тропы".
Затем вы противоречите себе и утверждаете, что фундамент РР строился "без упора на поэзию".
Что вообще, блядь, есть поэт? Где он есть, ну а где нет?

Под конец. Насчёт Жарикова я своё мнение уже сказал. Каким авторитетом может являться Градский, мне не очень понятно, но, признаюсь, что он говорит, я не слышал, так что пардон. Говорить про Талькова в контексте рок-музыки вообще смешно. "Чистые пруды, застенчивые ивы". Давайте вспомним Леонтьева или Пугачёву - у них тоже гитары были, вообще-то! А музыка последней кое-где была действительно построена по модели рок-музыки. Ну и так далее. Чем вам Мамонов-то не понравился?

"А настоящий рок - был только в Америке, Англии, там же его и искать надо  по истории, в том числе и в понимании, что была субкультура рокеров"
Причём тут вообще "настоящий рок"? Что это такое? Понятие "настоящего рока" растёт абсолютно из той же культурной модели, что и у "русских рокеров". Почитайте рок-самиздат первой половины восьмидесятых типа "Урлайта" или "Рокси" - там про это чуть ли не на каждой странице писали.
В СССР и в РФ что, по вашему, не было субкультуры рокеров? А кто же тогда писал на стенах "Жой цив" или кого люберы на улицах били?
Кажется, вам очень не хватает реальных знаний о том, что все эти люди сами о себе и о других думали (и очень много мусолили, надо сказать). Отсылаю к рок-самиздату восьмидесятых, его сейчас в интернете найти - как два пальца.

-1
Ответить

"Не признавая Жарикова, дискуссия в этом ключе бессмысленна" - а я считаю, что опираясь только на один взгляд Жарикова, даже не осмысленный критически, объективное мнение выстроить нельзя. Даже если он семи пядей во лбу.
"Возродилась - потому что речь про создание новой музыкальной культуры взамен старой" - возрождение - это возобновление чего-то уже существующего. А вы говорите о СОЗДАНИИ НОВОЙ КУЛЬТУРЫ ВМЕСТО СТАРОЙ, что уж никак не подходит сюда.
"которая идёт тем путём, каким шли предшественники" - очень сомнительно. На мой взгляд, современная российская музыкальная культура (что бы это ни было) довольно сильно отличается от таковых же забугорных. Те же, в свою очередь, крайне неоднородны. О каких же предшественниках идёт речь? Опять же, мы живём в век интернета и постмодерна, а под предшественниками, вроде бы, должны пониматься люди ну никак не позже 2000-х годов. И тут играет роль взаимоотношение с информацией (как легко получить сведения о какой-либо группе или концерте, например) и её количество. Сейчас это всё уже почти безгранично. А ещё десять лет назад (я думаю, вы это прекрасно помните) музыки было гораздо меньше и искать её было труднее.
"Признают явление. А то, что хотят признать музыкой - увы, должны вначале отстоять тот факт, что плагиата музыкального нет" - кто такое сказал? Лично перед вами должны отчитываться? Или кто должен судить о плагиате?
Насчёт андерграунда. В моём понимании, андерграунд, это скорее вопрос взаимоотношений с окружающим миром. Ну, если уж вы говорили о ньювейве как об андерграундном направлении - то это странно. Было множество групп, которые сознательно не хотели или не смогли пробиться даже на более-менее регулярную сцену и не смогли заработать ни копейки своей музыкой (что печально, потому что крутых групп было море). А также были десятки "групп одного хита" и групп-однодневок, вообще ньювэйв (особенно поздний) выдал много трёхаккордных сопливых песенок довольно низкого пошиба, и в общем-то, выродился абсолютно самостоятельно во второй половине 80-х. Тут примером можно привести группу Christian Death, которая в 1982 году выпустила культовый альбом в жанре дэзрока, а в 1989 запилившая сопливую песенку с банальнейшим ньювэйверским звуком - "Church Of No Return", загнавшую группу в ряды бездарного глэма.
Вообще-то ньювэйв в его достаточно широком понимании был в "основной струе" музыки 80-х, очень сильно вобрав в себя диско. Как сейчас все слушают какого-нибудь Оксимирона, в 80-х все дрочили на Блонди и Дюран Дюран. Увы. Ну, или "ура!" - выбирайте сами.

"Необходимо понимание, что музыкант зарабатывает средством, т.е. музыкой-песнями-хитами, а не тем, что продаёт себя" - кроме этого, музыкант может зарабатывать ещё кучей разных способов. Да и себя продать не так-то просто. Большая часть музыкантов НЕ ЗАРАБАТЫВАЕТ СВОЕЙ МУЗЫКОЙ ни копейки, я думаю, это вам тоже известно. И это - нормально!

-1
Ответить
Прокомментировать

Нашла интереснейшую книгу: "100 легенд рока. Живой звук в каждой фразе". Описанные в книге 100 имен и сюжетов из истории рока позволяют оценить мятежную силу музыки, над которой не властно время.

0
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью