Александра Шатрова
сентябрь 2017.
21336

Как вы можете объяснить фильм «мама!»?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
4
6 ответов
Поделиться

«мама!» - это довольно последовательная и местами даже весьма прямолинейная экранизация ветхого завета (и немного нового). Аронофски опускает лишние главы про всяких царей и пророков, показывая зрителю библейскую историю с позиции христианского бога. Кроме прямых фраз героев про "дом-наш личный рай" и "жена - моя богиня", есть несколько пунктов, которые слегка завуалированы. Смотрите сами :

в начале мы видим Автора, некогда создавшего шедевр, но сейчас отдыхающего от творчества, так как он не знает, что ещё он может создать великого. Хавьр Бардем - это ветхозаветный бог, который на "шестой день" завершил создание мира (дома) и решил, что для полного баланса чего-то не хватает. 

Бог создаёт человека - в фильме Бардем радушно принимает из ниоткуда взявшегося Эда Харриса, позволяет ему пить, курить, жить в доме и пользоваться всем чем угодно (плодитесь и размножайтесь). Сцена в туалете, когда Харрису плохо. Мы видим, что Бардем забрал его ребро (как господь у Адама) - а на следующий день приходит жена (Ева, созданная из ребра).

Адаму и Еве позволено всё. Нельзя лишь прикасаться к древу познания добра и зла и есть запретный плод (в фильме камень на полке у Бардема). Происходит грехопадение: камень разбит - плод укушен, и господь изгоняет Адама и Еву, как и Бардем в фильме.

Два сына Харриса и Пфайфер - это Каин и Авель. Каин сражается с Авелем и убивает того, за что бог оставляет ему на лбу метку грешника - собственно, как и в фильме.

Затем землю (дом) населяет всё больше и больше людей, но, так как закон между богом и людьми ещё не закреплён (незакрепленная раковина), люди грешат и всё приводит к всемирному потому (сломанная раковина). Кстати, чёрный парень, который ведёт себя как хам - это собственно Хам, сын Ноя.

В конце концов мы видим и метафорическое создание богом законов на скрижалях, расселение новых людей, зарождение религий, страшный суд. В конце, когда мать рожает ребенка (конечно же метафора Христа), Бог-отец приносят его в жертву, люди его убивают и съедают его тело и кровь (символ причастия).

Таким образом, Аронофски снова обратился к библейской теме и поведал зрителям притчу о боге и о греховной природе людей. Конечно, в фильме затрагиваются и проблемы экологии, и феминизма, но я рассказал именно о символах, которые заметил в силу своего знания библейских текстов. Я человек совсем не верующий, но наблюдать на экране такое впечатляюще реалистичное и даже брутальное изложение христианских легенд, было весьма впечатляюще, и потому я в восторге от картины Аронфски, которую многие, из-за недопонимания, не приняли и осудили.

Сергей Лысенкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
48
-2

Согласен с вашими доводами. Но мне не понятно было в фильме что за сердце героиня Лоуренс увидела в унитазе, когда нажала на слив.. сердце героя Харриса? И что это вообще значит?

+5
Ответить

после просмотра с друзьями обсуждали этот эпизод и к общему мнению не пришли. кто-то говорит - змей-искуситель, кто-то - сердце дома.

+2
Ответить

Это какая то тварь укусила Пфайфер, на раковине лежали салфетки в крови, которые Дженнифер потом в туалет бросила. Видимо олицетворение змея искусителя

0
Ответить

После Вашей интерпретации аж посмотреть фильм захотелось.

+4
Ответить
Ещё 5 комментариев

А я сегодня иду на него в Киноцентр или Карофильм. Кто тоже будет сегодня, я буду одет как мормон - чёрно-белая классика и шляпа на голове. Подходи и делись хавчиком.

0
Ответить

Очень интересно, что за желтый порошок принимала героиня Лоуренс, есть ли в этом тоже какая-то отсылка?

+1
Ответить

отсылка к новелле американской писательницы Шарлотты Перкинс Гилман «Жёлтые обои»

+1
Ответить

По поводу желтого порошка слышал такое мнение, что это амброзия - пища богов, дающая им молодость и бессмертие.

+2
Ответить

тоже вариант. а в контексте сюжета эта версия ещё и более убедительная

0
Ответить
Прокомментировать

Перед нами идет последовательность библейских сюжетов, это я думаю понятно всем. Передано достаточно толсто, с явной такой торчащей очевидностью. Зачем?

Предположу, что ответ кроется в самом конце фильма, в дереве познания. К сожалению, не видел  нигде пока комментариев по этой части. Хотелось бы посмотреть специалистов!

Для меня лично очевидно то, что Аронофски отвергает идею апокалиптического катарсиса. Которая логично бы вытекала из ( пусть и вольного, но) пересказа библии. Грешников не простили.. Грешников вернули на круги своя.

Значит ждет нас друзья вечное возвращение!

Вот только вопрос, какое?  Наивно предполагать, что Бог все исправит в следующий раз. Ну  а у человека такой возможности и подавно нет. Жизнь одна, без репетиций и переигровки. Каждый поступок это бремя, а каждое принятое решение бесповоротно. Нет никакой возможности проверить, какое решение лучше. И никогда мы не узнаем, что было бы тогда пол жизни назад, поступи мы иначе.

С другой стороны, прошлое мы не исправим, а значит и думать об этом нечего. Это уже не бремя, а своеобразная легкость. В любом случае, когда будете в гостях постарайтесь ничего не ломать и вести себя культурно.

11
-1
Прокомментировать

Крайне необычный фильм, наполненный метафорами и аллегориями. Не подготовленным зрителям, думаю, будет тяжеловато понять, что происходит в кадре. Сам вот-вот пришел с сеанса, не все еще обмозговал, но что отчетливо ясно - гл. героиня символизирует Землю, муж - Бога, а первые 2 гостя - Адама и Еву. В целом, картина частично экранизирует библию. Тут есть и отсылки к заповедям, и намеки на запретный плод - это как минимум. Считаю, что Аронофски представил стоящий своего внимания перфоманс, после просмотра которого так и хочется найти статью с подробным объяснением происходящего.

7
-2
Прокомментировать

Я согласна с авторами выше, но мне ещё кажется, что Даррен Аранофски прямо таки кричит о проблемах экологии. Он хочет сказать, что мы думаем только о себе и из-за неуважения мы скоро потеряем природу, Землю. Мы не должны разбрасывать мусор, мы обязаны быть более этичными.
Так же затрагивается тема войн и террора. Как люди жестоки, что мы творим. Разрушаем не только Землю, но и себя, других.
Ещё люди слишком заинтересованы в том, чтобы создать себе кумира, фанатеть от кого-либо, от чего-либо. Показано, что Бог дал людям и так много, а лни требуют ещё больше. Вместо того, чтобы надеяться на себя, они требуют чего-то от Бога.

4
0
Прокомментировать

Фильм производит смешанные впечатления после просмотра. Я понял, что главный герой - ТВОРЕЦ, а главная героиня - это ЛЮБОВЬ, и она готова была отдать ему всё: любовь, ласку, заботу, СЕРДЦЕ. А она ему нужна была только для вдохновения. То есть в жизни всегда так: есть творец, и есть те, кто его обслуживают, вдохновляют, боготворят.

5
-2
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью