Moto Svit
август 2015.
38045

Как понимать фразу Ницше: «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над бездной. В человеке ценно то, что он мост, а не цель»?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
22
7 ответов
Поделиться

Ошо комментируя Ницше, говорил: «Согласно Заратустре, человек – это канат, натянутый над пропастью. С одной стороны, человек соединен с миром животных, а с другой, в нем есть страсть, стремление выйти за пределы человеческого, – ибо человек не сущность, человек – всего лишь мост; это нечто, что нужно пройти, это лестница.

Но миллионы людей вообще не пытаются подняться вверх из-за вполне понятного страха: с того момента, когда вы начинаете подниматься, возникает возможность сорваться вниз, упасть. Маленький неверный шаг... а ужасная пропасть совсем рядом. Человек может стать много хуже любого животного.

Человек может превзойти даже богов, ибо все боги выдуманы людьми. Он может достичь гораздо более величественной реальности, чем его вымыслы – в этом его высота.

Заратустра говорит: "Но любой высоте сопутствует пропасть. И в тот момент, когда вы начинаете подниматься, вы рискуете". Высота не страшна. Быть может, подниматься и тяжело, но это не ужасно. Ужасна пропасть рядом. Один-единственный неверный шаг, всего лишь мгновение несознательности, и вы можете упасть; вы можете пасть ниже животных.

"Вы только мосты: да пройдут по ним высшие на ту сторону! Вы – всего лишь ступени: так не гневайтесь же на того, кто поднимается по этим ступеням на свою высоту!" – Заратустра.

В действительности, он говорит об их собственном высшем "я". Он говорит: "Ты только мост. Ты должен быть пройден. Ты должен остаться позади; тот, кто пройдет по тебе, будет почти незнаком тебе, хотя он скрывался внутри тебя". Но вы никогда не бывали в этом внутреннем пространстве своего бытия. Вы не знакомы с самими собой. Вы не знаете даже своего адреса: кто вы, где вы?»

66
-7

Не стоит всерьез воспринимать Ницше, это досужие и красивые рассуждения, а не наука.

-4
Ответить
Прокомментировать

Ницше словами Заратустры говорит: «Человек есть нечто, что следует преодолеть. Что сделали вы для этого? Все существа всегда создают нечто высшее, нежели они сами. Вы что хотите быть отливом среди этого прилива? Что такое обезьяна по отношению к человеку – стыд и жалкое уродство. Человек по отношению к Сверхчеловеку – то же лишь стыд и жалкое уродство. Вы прошли долгий путь от червя до человека, но слишком много у вас осталось еще от червя. Когда-то вы были обезьяной – смотрите, как много в вас еще от обезьяны. Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке!

Сверхчеловек – смысл земли. Пусть ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли. Поистине человек – это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и остаться чистым. Смотрите, я учу вас о Сверхчеловеке – он это море, в котором тонет ваше великое презрение. Не грехи ваши, но чванство ваше вопиет к небесам: ничтожество грехов ваших вопиет к небесам! Но где же та молния, которая лизнет вас своим языком? Где то безумие, которое необходимо привить Вам? Смотрите я учу вас о сверхчеловеке: он – эта молния, он – это безумие!»

И далее: «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над Бездной. В человеке ценно то, что он мост, а не цель.»

Сверхчеловек или Новый Человек – это не философская гипотеза. Возможно, это было бы так, если бы не существовало человека, но человек существует, вы уже есть, те, кто называет себя человеком, и при этом можете еще и развиваться. По крайней мере, каждый из вас знает, что он может совершенствовать себя изнутри, совершенствуясь в знаниях, понимании, оттачивая свой ум и мышление... Человек в этом растет, ставя перед собой различные цели.

Но Ницше говорит, что человек – это не цель, это мост, по которому ему предстоит пройти, проходя через себя самого...

Что это значит, идти, изменяться, но не иметь цели? Что же на самом деле все-таки должно случиться с человеком на этом пути по мосту, которым человек сам является, если впереди у него нет цели?

Это значит, что вы, как человек, должны быть не просто очищены, отбросив все уродливое, что в вас есть, убрать все, что умаляет вас, чтобы в человеческом сознании мог родиться сверхчеловек, вы при этом сами должны будете исчезнуть.

То есть, пройти путь мистического распятия (не тела), за которым неизбежно последует воскрешение вас же, но уже в Высшее, что является мистическим Началом и Концом всему существованию.

Только тогда будет достигнута истинная цель без цели. Только тогда путь по мосту будет пройден до конца.

Если сверхчеловек – это не вы, но он внутри вас, как вы в самой чистой форме, самой сознательной пробужденности, в вашем переживании вечной жизни, в совершенствовании любви, если сверхчеловек – не вы, то и он это всего лишь производная вас.

Но для того, чтобы найти себя в этом, вам придется выползти из своих нор, чтобы рискнуть знакомым ради незнакомого, известным ради неизвестного, удобным ради опасного, познаваемым ради непознаваемого, только тогда вы сможете забеременеть сверхчеловеком, чтобы дать ему рождение, смертью которого будет рождение вас истинного.

24
-5

Спасибо за толкование

0
Ответить
Прокомментировать

Думаю, смысл в том, что низшее проявление человека - это животное. Никаких целей, сложных умозаключений, действий и долгих раздумий. Просто сон и еда.

Высшее же - сверхчеловек.

6
0
Прокомментировать

Эта цитату можно прочесть как полемику с категорическим императивом Канта: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Ницше не соглашается с этическим учением Канта. Для него человек — это не цель, а промежуточный этап между животным и сверхчеловеком, это то, что нужно преодолеть. Но путь преодоления сложен и страшен, это путь над бездной, потому что нет никакой устойчивости, нет охранительной силы Бога, что мы помним из другой важной идеи Ницше о смерти Бога.

3
0
Прокомментировать

А что, если человеку необходимо пасть на дно этим самым мостиком, обрушившись на самое дно бездны, но при это не пугаться её, а принимать, как старого друга, с которым вы очень давно не общались? Что если, человек должен превозмочь себя и приложив максимум усилий, в роли скалолаза с помощью троса и кирки (или каким-то другим возможным способом, который он обязан найти, чтоб добиться желаемого), - забраться на ту вершину, где произойдёт его превращение в Сверхчеловека? Именно в тот момент, когда он пройдёт свой долгий тяжёлый путь боли, страданий, безумия, кучи разочарований и т.д., он и заслужит титул великого героя, что будет в силах вести остальных к развитию. Разумеется, человечество к такому пока не готово, в чём брат Ницше оказался прав, посему этот путь и не для каждого. Просто по той причине, что боль = развитие, ибо потому что, вероятнее всего, этот мостик невозможно пройти без единого неровного шага, ни разу не оступившись. Таков уж человек, нам свойственно всем делать ошибки и как бы не было развито наше или то поколение, что будет после нас - ошибки всё равно будут, от них не уйти, просто сказав себе: "я буду развиваться и тогда всё станет окей однажды". Такого не будет. Потому что в этом человеческая природа: повторять себя из раза в раз, как показывает мировая история, постоянно впустую пытаясь самосовершенствоватся, когда на деле просто стоишь на одном месте и просто получаешь базовые навыки и знания, свойственные обычному человеку, которые были уже до тебя ни раз. Сверхчеловек же должен быть выше своих базовых возможностей, он должен обладать чрезвычайно сильным характером и волей, включая навыки, которые должны удивлять буквально всех, поскольку такого раньше они не видели. Естественно, этого достичь практически невозможно, или - не в наш и не в ближайшие следующие пару веков. Возможно, это просто невозможно для нас, как расы. А возможно, действительно пока не дошли мы до такого, чтоб человек мог породить столь умнейшее, приспособленное ко многим жизненным трудностям и совершенное существо. Здесь мы приходим ко многим противоречиям снова, что свойственно сие идее. 

Иными словами: "Я считаю, к черту совершенство, к черту преуспевание, я считаю, наплевать на все это. Пора эволюционировать.", "Каждый вечер я умирал. И каждый вечер возрождался вновь. Из мертвых.", "Самосовершенствование - это онанизм. А вот саморазрушение...", как сказал Тайлер Дёрден в Бойцовском Клубе, что далеко не означало: "забудь про эволюцию, просто смирись и сдохни", как многим юнцам казалось, почему они восприняли это лишь как призыв к маргинальному образу жизни.

1
0
Прокомментировать
Читать ещё 2 ответа
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью