Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какую книгу почитать про события августа 1991?

ИсторияПолитология+2
Alexander Yufik
  · 438
Ветеринарный врач - психоневролог, зоопсихолог  · 19 авг 2015

Читать бесполезно - это нужно было видеть. Сейчас все воспоминания будут (да и есть) однобоки: либо трагедия погибших по дурости мальчишек, либо идеологическая подача - причем либо "справа", либо "слева". Однако, эти события было очень увлекательно (по крайней мере, мне) наблюдать, находясь в эпицентре. Уверен, что таких воспоминаний не найти нигде

Так получилось, что наша семья оказалась в Москве именно в эти дни. Утром 19 августа в Москву по Кутузовскому входили танки. Напомню: планировалось подписание союзного договора, поэтому мы, плохо представляя себе тогдашние московские порядки, решили, что это охрана. Позже выяснилось, что это не так: днем на Бульварном кольце стояла колонна БТРов, вечером по эстакаде Можайского, кажется, шоссе (мы стояли на заправке, возвращаясь из Загорска) прошла колонна БМД.

Пока готовился ужин, я позвонил друзьям в Питер. Мне прокричали: "В стране переворот! Собчак выступает, зовет всех на баррикады к Мариинскому дворцу. Включай телевизор, сейчас будет пресс-конференция!". Нервно хихикая, я сообщил эту новость родителям. Я никак не мог поверить, что в нашей стране, как в какой-нибудь банановой республике, возможен переворот.

Вот так. А на следующий день мы были у Белого дома. И ухитрились прозевать ту самую "атаку", в которой погибли ретивые пацаны.

Зато видели много других интересных вещей: и прорывающиеся дворами по газонам танки, которые останавливали бабульки с авоськами криками "Ты куда прешь, ..., совсем очумел?!", и красные от стыда и растерянности лица тех танкистов, и листовки "10 способов гражданского неповиновения в семье", где среди прочего были названы отказ в питании и исполнении супружеских обязанностей...

Все было. И цирк, который устроили на Эхе Москвы ("- А что это за шаги такие на лестнице? - А это нас арестовывать идут!"), и предупреждение от знакомого, работавшего в МинАвиаПроме, что бомбардировщики стоят на "товьсь!". Но удивительнее всего, что у людей на баррикадах настроение было неожиданно приподнятым. Люди смеялись над ГКЧП, смеялись над собой - эти события воспринимались не как политическая катастрофа, а как повод для самовыражения.

А 21 августа мы рванули в Питер - 22-го позарез надо было оказаться в городе. Мы ехали по Ленинградскому шоссе вместе с колоннами танков, причем все, кто в тот день ехал из Москвы, делали частые привалы. И на таких остановках те, у кого в машинах были приемники, делились с остальными свежими новостями.