Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Откуда появилось утверждение о рабском менталитете русского народа?

ПсихологияОбщество+4
Вася Пупкин
  · 13,6 K
Редактор, канд. ист. наук, история культуры  · 8 сент 2017

Спойлер. А) Иерархический способ самоорганизации дает определенные общественные и персональные выгоды. Б) Данный текст представяет собой лонгрид.

"Рабский менталитет" - это, конечно, перебор, но я бы согласился с тем, что в культурах разных народов "зашит" один из двух способов самоорганизации: демократический или иерархический (элитарный). У нас, естественно, второй. Что такое иерархический способ самоорганизации? Это добровольное (иногда добровольность достигается через предварительное насилие) ограничение собственных прав в пользу условного суверена/ начальника/ правителя/ центральной власти. Благодаря такому самоограничению происходит концентрация властного ресурса в одних руках (на самом деле властный ресурс распределен по ниспадающей по всей управленческой пирамиде), что дает определенную общественную пользу.

Например, легкость сбора войска. Огромное количество сражений в средневековой Европе было проиграно вследствие того, что вассалы с дружиной не приехали/ перешли к другому суверену. В Московском царстве после 1500 года этих проблем не существовало. Цари могли собирать войско любого размера или, в случае поражения, выплатить контрибуцию любого размера. При этом царь мог заставить бояр снять серебро со своих жен и отправить в переплавку. Но бояре не жаловались, понимая, что такова плата за устойчивость системы.

Концентрация властного ресурса характерна не только для Московского царства, иерархическая самоорганизация была свойственно многим монархиям. Среди них два самых ярких примера - Османская империя и Бургундское герцогство. Позвольте несколько цитат из "Осени Средневековья" Хейзинги.

Сначала цитата общего характера.

"Ощущение власти еще не основывается исключительно на богатстве; ей придается более личный характер, и, стремясь получить признание, она вынуждена выставлять себя напоказ: таковы впечатляющие торжественные выходы лиц, облеченных властью, в сопровождении многочисленной свиты приверженцев, в блеске пышных одежд и дорогих украшений. Представление о том, что одни стоят выше других, неизменно питается живыми формами феодального, иерархического сознания: коленопреклоненным почтением и покорностью, церемониальными знаками уважения и пышным великолепием знати; все это заставляет воспринимать возвышение одних над другими как нечто абсолютно естественное и вполне справедливое".

Теперь конкретный пример.

"Карл Смелый (прим. - последний герцог Бургундии из династии Валуа) испытывал страсть к высокоторжественным церемониям. Старинную иллюзию относительно того, что государь самолично выслушивает и тут же разрешает жалобы и прошения малых сих, он облек в пышную, великолепную форму. Два-три раза в неделю, после полуденной трапезы, герцог приступал к публичной аудиенции, и каждый мог приблизиться к нему и вручить то или иное прошение. Все придворные неукоснительно должны были при этом присутствовать, и никто не отваживался уклониться от этой чести. Тщательно размещенные соответственно занимаемому ими рангу, восседали они по обе стороны от прохода, который вел к герцогскому высокому трону. Подле него находились два коленопреклоненных maistres des requestes [магистра прошений], audiencier [аудитор] и секретарь, которые читали и рассматривали прошения по высочайшему указанию герцога".

А вот как описывается встреча Бургундского герцога Филиппа (отца Карла) с дофином Людовиком, между прочим, его племянником.

"И тут он видит дофина, который, сопровождаемый герцогиней, покинул отведенные ему покои и, пересекая внутренний двор, приближается к нему, раскинув объятия. Тотчас же старый герцог обнажил голову, пал на колени и так поспешил далее. Герцогиня же крепко ухватила дофина, дабы не мог он сделать ни шагу навстречу. Тщетно пытается дофин справиться с герцогом, прилагая напрасные усилия, чтобы заставить его подняться с колен. Оба рыдают от волнения...

В течение всего времени, пока там гостил тот, кто вскоре, став королем, сделается злейшим врагом Бургундского дома, герцог изощрялся в истинно китайском подобострастии. Он называет себя и своего сына «de si meschans gens» ["такими злодеями"]; в свои шестьдесят лет с непокрытой головой стоит под дождем; он предлагает дофину все свои земли. «Celuy qui se humilie devant son plus grand, celuy accroist et multiplie son honneur envers soy-mesme, et de quoy la bonté mesme luy resplend et redonde en face» ["Кто уничижается перед старшим, тот возвышает и умножает собственную честь, и посему добрые его достоинства преизобильно сияют на его лике"]."

С нашей точки зрения это проявления сервильности, подобострастия или даже рабской натуры. Но в реальности мы видим пример иерархических отношений.

Теперь пару слов о пользе от иерархической самоорганизации. В свое время один советский полковник рассказывал мне как сделать карьеру в армии. Каждый выпущенный из училища лейтенантом вставал перед выбором: искать покровителя или отправляться в дальний гарнизон. Во втором случае гарантирована жизнь в собачьих условиях, пьянство, деградация. Дай бог дослужить до подполковника и получить квартиру в теплых краях. Но если у тебя есть сильный покровитель, он будет тащить тебя вверх, ты получишь майора на пять лет раньше сверстников, будешь служить в хорошем месте, возможно, станешь генералом. За это ты отказываешься от своей воли и полностью (даже если речь идет о незаконных действиях) прикрываешь тылы своего покровителя.

Не очень красивая история, зато надежная и работает. Современное общество во много строится по аналогичной схеме. Есть лидеры, которые занимают высокие посты, и поддерживающие их группы (пирамиды) интересантов. Я полагаю, это безальтернативная ситуация. Хотя, может, в далеком будущем все изменится.

Напоследок о "народе". Строго говоря, ни в одной стране нет народа как единой гомогенной сущности, а есть группы с разными традициями, интересами и привычками. В российской реальности к этому следует добавить огромную территорию, большинство жителей которой отлучены от хорошего образования, заработка, санитарных норм, культурных институтов и т.д. Для них естественный способ выжить - объединение ресурса с более богатыми, а лучше - столичными регионами. Это простой контракт: сверхлояльность в обмен на гарантию, что в случае коллапса власть придет на помощь. Именно поэтому провинция является главным столпом и поставщиком идеологии вертикали, тогда как население богатых столичных городов тяготеет к демократии.

Формально такой расклад также выглядит не очень красиво, но альтернативы нет. Власть не может обеспечить быстрое процветание депрессивных регионов (а их большинство), не может развивать отдельно взятые регионы, не вызвав социальное недовольство у соседей. А у депрессивных регионов нет своего ресурса, чтобы улучшить свои экономические показатели.

Наконец, есть еще один фактор, способствующий сохранению элитарной модели организации общества, - потребность в ощущении безопасности. Когда власть предлагает игру "кругом враги", общество охотно откликается. Причем драйвером, как ни странно, является общество, которое нуждается в острых переживаниях, самоактуализации через ощущение внешней опасности. Наличие же врага/ чужого/ другого около границ дает ощущение моральной определенности. Большинство людей не способно интерпретировать обстоятельства жизни; это их напрягает, злит, делает агрессивными. Им хочется ясной, четкой и главное простой системы ценностей без всяких апорий и двусмысленностей. Так складывается контракт "четкость оптики в обмен на гражданские свободы".

Все это в разной степени характерно и для других стран.

Позвольте не делать вывода. Единственно, что я бы хотел сказать: я не являюсь апологетом элитарной системы или ее адвокатом. Я просто попытался представить ситуацию так, как она есть.

Если в эпоху средневековья было допустимо собирать войска, чтобы навалять соседу и забрать его сокровища, то... Читать дальше
🍀 Естествоиспытатель   · 30 июл 2021  · shymanovsky.mooo.com

Видимо пришло из анекдотов. Тут вот что интересно. Имеются два русофобских постулата, прямо противоположные по смыслу:

  1. У русских рабская психология.
  2. Русские не любят работать.

Очень часто оба постулата находятся в одной голове, и когда они сталкиваются, получается цирк с клоунами.

1 эксперт согласен
Так вышло, что разбираюсь во многих областях. Веду канал "Ходячая энциклопедия" на Дзене:...  · 15 июл 2020

Это восточноевропейская (исходно - польская) проекция собственных вытесняемых качеств на Значимого Другого. Подобно тому, как в обобщённой "Азии" никогда не существовало никакого "азиатского деспотизма": это лишь проекция негативных черт европейской абсолютной монархии вовне.

Мining (добыча полезных ископаемых). христианин.  · 6 апр 2018
Восток и Запад издавна исторически существуют как антагонисты. Желание резко отличаться от всего западного - одна из смысловых идей российской ( русской) ментальности. Конечно иногда наступали времена, когда это желание ввергало Русь в отсталость и тогда она "открывала окно в Европу". Это приносило свежий воздух и окно закрывалось. Я вижу, что корни такого поведения... Читать далее
> Желание резко отличаться от всего западного - одна из смысловых идей российской ( русской) ментальности Какой то... Читать дальше
Кушнер Алексей, специалист по химической зависимости.  · 22 апр 2021
Интересно читать подобную ахинею ... Называть самый свободный народ на земле рабским можно только из зависти .... Кто нас поработил и когда ??? О каком рабском менталитете и кто нас спрашивает прогнувшееся под пендосами Европа которая делает то что ей велят даже во вред себе ??? Назовите лучше хоть одну свободную страну в мире такую же как Россия... Вы не найдете таких... Читать далее
Комментарий был удалён за нарушение правил
Переводчик, филолог. Интересует история и фольклор с дохристианских времен.   · 12 февр 2021
Это не утверждение, это факт. Процесс превращения гордых и сильных славян и русов, которые никогда и ни перед кем не вставали на колени, но поставили на колени саму великую Византию, запустили сразу после Крещения. Начались жестокие гонения на славян. Запретили ведических/славянских богов. Огнём и мечом крестили Русь 300 лет, утопив в крови всех несогласных язычников.... Читать далее
Владимир! Спасибо за развёрнутый ответ. Очень хорошо разбираетесь во многих областях и к каждому вопросу подходите... Читать дальше
Философ-поэт, пишу стихи, номинант литературной премии "Поэт года" за 2015, 2016, 2017...  · 4 мая 2021

С часа предания своей Древней Веры - Правь-славия; с часа утраты своих исконно русских богов, таких как Перун, Дажьбог, Велес; с часа перехода на чужую греческую веру, то есть с часа Великого князя Владимира и разрушения Куммиров Перуна наши славные русы стали боязливыми, трусливыми и завистливыми людьми, перестали уважать себя, свой Род .

Юрист, давно уже начинающий писатель, годами подающий надежды  · 8 сент 2017
Мне кажется, все эти рассуждения о рабском менталитете применительно к целому народу совершенно некорректны. Отношение людей в стране к власти зависит не только и не столько от ментальности народа, но и от целого ряда обстоятельств, которые подвержены изменению, порой стремительному. В качестве примера приведу Северную и Южную Корею. Это на самом деле одна страна и один... Читать далее

Во всём виновата собака Павлова.

Моряк. Начинающий писатель. Стихоплет. Любитель истории. Полит еретик.  · 7 апр 2018
Старая приколюха, старая... И похоже надо раздать на шиши и тем кто так думает. И це патриотам, что считают такую точку зрения уделом "либра хомячков" и что государство у нас примерное. Начнем с того что рабский менталитет это не про русских. Бунтов на руси было не меньше чем гражданских войн в древнем Риме. А это очень много. Менталитет у нас скорее не государственный... Читать далее

гляжу я на всяких ухарей  и всё больше убеждаюсь что люди у нас хорошие а народ гавно

анонимус  · 8 апр 2018
Понятие "память поколений", - это вполне себе логичная закономерность. Но дело, конечно, далеко не в генетике. Если мы вспомним череду событий, которые пришлось пережить людям, воспитывающим нынешнее поколение, а это не какие-то далекие предки, а родители, бабушки и дедушки, все станет более-менее понятно. Все помнят, к чему привела Революция 1917. Все так пафосно и... Читать далее

ага   тока  рабы срут  на  закон   порядок   власть  и не  хрена  не подчиняются  ни  в  армии  ни в  тюряге