Почему линии московского метро не разветвляются, как в других городах?

Ответить
Ответить
Комментировать
4
Подписаться
2
3 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Ответ, на удивление, лежит на поверхности. Сравним московское метро с метро, которое изображено на фото под вопросом - Нью-Йоркским, считающееся самым крупным метро в мире. (учитываем, что население Москвы и Нью-Йорка с пригородами примерно равны: ~ 20 млн человек)

Метро в Нью-Йорке появилось на рубеже XIX-XX веков, и строительство шло, в основном, на поверхности земли. Строительством занимались три разные компании, которые явно не дружили друг с другом и были объединены накануне Второй Мировой Войны в 1940 г. под единым руководством (MTA, Metropolitan Transit Authority) и право собственности на метро приобрёл город Нью-Йорк (сразу поясню - ВМВ для Штатов началась 7 декабря 1941 г. после нападения японского флота на Военно-Морскую базу Перл Харбор на Гавайях)

IRT (Interborough Rapid Transit), линии 1,2,3,4,5,6,7 в современном метро

BRT (Brooklyn Rapid Transit), половина всех буквенных линий в современном метро, т.е. N,Q,R,W; J,Z; L; S.

IND (Independent Subway System) вторая половина всех буквенных линий в современном метро, т.е. A,C,E; B,D,F,M; G.

Линии объединены по «группам», и в этих группах разделены на т.н. «local line» и «express line». Все они ходят по одним и тем же путям, где-то есть обгонные туннели (т.е. 4 пути в ряд, для сравнения: как в районе Химок и Зеленограда, где проходит Сапсан), а где-то их нет. Поезда разных «групп», кстати, могут ходит по одним и тем же путям.

В дополнение ко всему этому Нью-Йоркское метро нельзя назвать «загруженным». Пассажирооборот значительно меньше, чем в Токио, Шанхае, Москве или Лондоне, а также протяжённость путей метро (1300+ км) и маленькие интервалы между станциями (400+ станций) разгружают метров в час-пик. Поэтому, поезда ходят относительно редко (по сравнению с Московским и другими вышеперечисленными городами): 10 минут ожидания - ничтожно мало для жителя этого крупного мегаполиса. В часы-пик время ожидания сокращается до 4-5 минут, и только в случае крайней необходимости можно увидеть пару минут интервала между поездами.

В связи с этим, строительству разветвления в линиях метро вообще ничего не препятствует:

  1. Никто не запутается, в какой поезд надо садиться, т.к. у каждого своё отдельное обозначение

  2. Большие «окна» между поездами позволяют менять стрелки и регулировать движения поездов

  3. Удобные для строительства разветвлений «островные» платформы позволяют пассажирам легче ориентироваться

  4. 4-х путные туннели позволяют избегать «заторов» в метро

Московский метрополитен имени Кагановича открыл свои двери в 1935 году, строительство занималось Народный Комиссариат Путей Сообщения под руководством Лазаря Моисеевича Кагановича. Первая ветка, Сокольническая, протянулась от «Сокольников» до «Парка Культуры» (построена, кстати, изначально с разветвлением до «Смоленской»). Все станции были выполнены в одинаковом стиле - все они были трёхсводчатые, что «убило» все дальнейшие проекты по расширению станций внутри Кольцевой линии («Петровско-Разумовскую» и «Каширскую», например, расширили). Не буду сильно вдаваться в историю МосМетро. В итоге получается, что московское метро гораздо более загруженно, нежели чем Нью-Йоркский аналог.

Строительство разветвлений в Москве просто не нужно, так как по каждому туннелю ходит поезд одной линии, а также высокая плотность движения поездов (40 секунд) не дадут времени безопасно переводить стрелки для движения поездов (достаточно вспомнить аварию на Арбатско-Покровской линии возле «Славянского бульвара», когда поезд наскочил на неисправную стрелку).

Надеюсь, что я ответил на Ваш вопрос :)

50
-1

Спасибо за очень обстоятельный, информативный, и интересный ответ!!

поезда ходят относительно редко...: 10 минут ожидания - ничтожно мало

ночью (метро работате 24 часа) и на выходные может быть и 20 минут и больше. разветвления - часть философии, что там, где пассажиров мало - можно ездить пореже.

+2
Ответить

Было очень интересно почитать. Спасибо!

+2
Ответить

Минимальный интервал в Московском метро -- 90 секунд, т.е. полторы минуты. 

"Каширскую" не расширяли, она изначально была построена с двумя подземными залами.

Но это детали, а в целом всё верно.

0
Ответить

40 секунд бывает на кольцевой

0
Ответить
Ещё 2 комментария

Википедия:
«Первоначально на станции действовало только два пути (второй и третий), обеспечивая движение по Горьковско-Замоскворецкой линии от «Речного вокзала» до «Каховской». После открытия в 1984 году участка «Каширская» — «Орехово» (позже — до «Красногвардейской») с вилочным движением был задействован первый путь. В 1995 году был построен оборотный тупик, и из состава Замоскворецкой линии была выделена новая Каховская линия (организационно оставаясь частью Замоскворецкой, используя с ней одно депо и общее диспетчерское управление). С этого момента на станции задействовано все четыре пути.»

+1
Ответить

В московском метрополитене три разветвления всё-таки есть - на Каховской, на Филёвской в сторону Делового Центра и на Арбатско-Покровской в сторону Калининско-солнцевской.

+1
Ответить
Прокомментировать

Думаю, что стоит добавить, что несколько разветвлений в московском метрополитене всё-таки есть и в этих местах поезда идут несколькими вариантами:

  1. На Каховской линии.

  2. На Филёвской в сторону Делового Центра.

  3. На Арбатско-Покровской в сторону Солнцево.

Антон Овчаровотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
18
-2

Позволю себе ответить (исходя из принципа взаимности). Вопрос стоит о разветвлениях, а не о стыках метро-путей. Разветвление - это место, где поезда одной (!) ветки могут пойти по пути А и В. В таких случаях направление поезда обозначивается дополнительно спереди и (или) сбоку поезда. Сам процесс выглядит примерно так: АВАВАВВВАВАВАААВАВА...

В упомянутых вами Каховской линии и Арбатско-Покровской линии РАЗНЫЕ линии. Более того (ощутил на собственном опыте) в день походят всего 6 (!) поездов, которые после "Парка Победы" уходят на "Раменки". Остальные сотни проходят мимо дальше на "Пятницкое шоссе". Про Каховскую линию и станцию "Каширская" точные цифры не знаю, но не думаю, что они сильно отличаются. Выглядит это все так в итоге: АААААААААААААВАААААААААААВАААААААААВАААААА...

В связи с этим, единственным разветвлением в Московском метро является Филевская линия.

Исходя из всего вышесказанного, вынужден заминосвать Ваш ответ :(

-7
Ответить

Прежде, чем минусовать, изучите вопрос получше. Я говорил именно о разветвлениях и привел три примера:

Первый пример — Замоскворецкая линия с ответвлением на Каховскую. Поезда Замоскворецкой линии метро могут следовать по маршруту А (Ховрино — Алма-Атинская), либо по маршруту B (Ховрино — Каховская), расходясь на станции Каширская. Это называется разветвление.

Второй пример — Филёвская линия с ответвлением к Деловому Центру — поезда могут следовать либо по маршруту А (Александровский Сад — Кунцевская), либо по маршруту B (Александровский Сад — Международная), расходясь в тоннеле на Киевской. Это называется разветвление.

Третий пример — Арбатско-Покровская линия, где существует ответвление в сторону станции Раменки Калининско-Солнцевской линии (участок 8А). Тут поезда могут следовать по маршруту А (Щелковская — Пятницкое Шоссе), либо по маршруту B (Щелковская — Раменки), расходясь в тоннеле после Киевской. Это тоже называется разветвление, представляете? Количество поездов, которые следуют по тому или другому маршруту не влияют на сам факт наличия разделения.

Так что в следующий раз, когда будете минусовать, для начала разберитесь в вопросе. Вам также ставлю минус за не подкрепленную компетентностью самоуверенность и нежелание разобраться в вопросе.

+5
Ответить
Прокомментировать

Вилочное движение в Московском метро делали несколько раз - собственно, оно и открылось с ним в 1935 году (после "Охотного ряда" поезда шли либо до "Смоленской", либо до "Парка культуры"). Каховская линия тоже раньше представляла собой вилку от Замоскворецкой. Сейчас есть вилка на Филёвской линии после Киевской, и с 26 февраля 2018 года появилась новая вилка на Шелепихе. Но в целом, да, администрация метрополитена вилки не любит и терпит их в качестве паллиативов, стараясь выделить в самостоятельные линии или передать в состав других как только появляется возможность.

Думаю, основная причина тут в том, что московское метро, в отличие от лондонского или нью-йоркского, ещё не представляет собой законченной системы, находясь в стадии развития. Постоянно продлеваются существующие линии, строятся новые. Сам город тоже растёт: население Москвы на протяжении XX века увеличивалось на миллион за десятилетие независимо от политического режима, к тому же имеется ещё неслабая агломерация. Вилка в развивающейся транспортной системе легко может стать узким местом, ограничивающим пассажиропоток на перспективной линии. Не говоря уже о том, что управлять вилочным движением сложнее, и вероятность задержек выше.

Вторая особенность московского метро - это то, что оно почти полностью проложено под землёй. Наземные станции сосредоточены в основном на двух линиях - Филёвской и Бутовской - обе сравнительно короткие и малозагруженные (плюс МЦК, которое организационно является частью РЖД и изначально строилось как обычная железная дорога, а также монорельс, который, впрочем, трудно сравнивать с полноценными линиями метро из-за малой протяжённости и провозной способности, да и вообще трудно воспринимать иначе как аттракцион для посетителей ВДНХ). Пара наземных станций - "Воробьёвы горы" и "Технопарк" - просто находятся на мостах и закрыты с всех сторон, т.е. мало отличаются от подземных станций. В то же время, в Нью-Йорке из 472 станций только 283 расположены под землёй. 

Полностью подземное строительство в целом удобно: на станциях и в вагонах тепло, погодные условия не сказываются на работе метро, город не расчленяется полосами отчуждения, а жители окрестных домов не страдают от шума. Увы, за удобство надо платить: станций в Москве сравнительно немного (238 с учётом МЦК), строятся они подолгу, поэтому строить вилку в каждый спальный район банально было бы слишком дорого + высокие инвестиции заставляют относиться к инфраструктуре серьёзно и планировать всё с запасом, по возможности минимизируя потенциальные узкие места.

4
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью