Есть ли у феноменологической редукции Гуссерля "бытовое" практическое применение, и если есть, то какое?

2208
1
0
19 августа
00:04
август
2015

Если рассматривать в качестве базового компонента феноменологической редукции принцип эпохе (воздержания от суждений), то самое известное его практическое значение состояло в том, что этот принцип, благодаря Карлу Ясперсу, впоследствии был зафиксирован как один из основополагающих принципов исследования в клинической психологии. В клинической психологии он понимается как воздержание от нозоцентрических суждений во время психологического исследования, т.е. клинический психолог, беседуя с человеком, не должен "втискивать" суждения человека в рамки симптомов какого-либо психического расстройства, даже если психолог знает, что у его собеседника такое расстройство имеет место. Иными словами, материал должен собираться и фиксироваться "как есть", безоценочно, памятуя о том, что психолог не может непосредственно "залезть в голову" другого человека, а только судит о содержании его сознания по внешним признакам.

На "бытовом" уровне принцип эпохе в ясперсовской интерпретации можно использовать аналогичным образом для того, чтобы улучшить навыки коммуникации с другими людьми. Обычно люди в процессе коммуникации слишком сильно зафиксированы на собственных идеях и стереотипах об окружающем мире и сознании (то, что у Гуссерля, фактически, и называется "естественной установкой" в преодолении которой заключается феноменологическая редукция), что это мешает им попытаться понять другого. Иными словами, мы настолько сконцентрированы на том, что кажется "очевидным" и "само собой разумеющимся", что можем совершенно игнорировать неочевидность этого для других людей или забывать о том, что "очевидность" отнюдь не гарантирует истинности. Возможно, напоминание об этом - одно из самых важных достижений феноменологии Гуссерля.

Эпохе применительно к внешнему миру в значении воздержания от суждений о "подлинной реальности" имеет двоякий смысл. Во-первых, оно напоминает о том, что наши модели мира ограничены и не отражают реальность абсолютно достоверно. Во-вторых, как и в философия античных скептиков, из которой Гуссерль заимствовал сам термин "эпохе", принцип эпохе может вести к душевному спокойствию через воздержание от суждений и споров о "подлинной реальности", заменяя их более конструктивным обсуждением различных точек зрения относительно этой реальности с позиции "незаинтересованного наблюдателя моего здесь-быти и моего собственного Я".

Станислав Панинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
32
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта