Какое самое эффективное наказание для непослушного ребенка?

2908
4
0
18 августа
22:20
ноябрь
2015

Сам термин "эффективность" предполагает, что есть некоторая цель, которая при этом достигается. Поэтому для начала хорошо бы определиться с целью.

Но для начала: мое глубокое убеждение состоит в том, что с детьми процесс зачастую важнее результата, а во-вторых, наказание не является адекватным методом воспитания в принципе. Кроме этого, отдельно хочу подчеркнуть, что считаю, что дети не должны "слушаться" родителей. Если научить человека хорошо "слушаться", то потом кто-то другой может заставить его "слушаться". Часто это происходит после того, как ему исполняется 18 лет. Поэтому надо четко определиться, что для вас важнее - "думай своей головой!" или "почему ты меня не слушаешься?". Одновременно не бывает.

Но предположим, что вы решили, что ваша цель - послушный ребенок, и вы решили остановиться на наказании, как на инструменте.

Тогда так:

Общий рецепт - нужно сделать ребенку как можно больнее - тут вы сами знаете, что его сильнее зацепит. Кого-то зацепит ваша негативная реакция, кого-то стояние в углу, к кому-то нужно применять физическую силу.

При этом, надо не забывать про градацию - за то, что ребенок сильно не слушается, нужно ему сделать очень плохо, а если все не так страшно - сделайте ему не так больно. Нужно, чтобы в ваших наказаниях была система, а иначе дрессировка не будет эффективна.

Вот, что еще важно - к любой мере наказания человек привыкает и начинает просчитывать риски от ее применения, поэтому понемногу наращивайте уровень боли и неприятности. 2-х летних детей нужно бить по попе ладошкой, 5-летних ремнем, а 10-летних уже розгами с шипами.

Делать больно своему ребенку осмысленно и по системе - ужасно естественно, не правда ли?

44
6
ноябрь
2015

Никакое. Прикладной поведенческий анализ, активно использующийся при работе с аутичными детьми, которые демонстрируют самые разнообразные нежелательные и негативистские поведения, доказывает, что лучшим противоядием против скандала и агрессии будет не наказание, а игнорирование подобного поведения и не представление ему подкрепления в виде реакции. это вполне справедливо и для нейротипичных, то есть обычных детей. за исключением тех случаев, когда агрессия является результатом физических или психических особенностей ребенка, требующих врачебного вмешательства, почти все "хулиганства" - признак какого-то дефицита. в связи с этим поведенческие аналитики предлагают разобраться в возможных причинах такой реакции и научить ребенка доносить до родителей свои потребности более социально приемлемым способом. то есть, поведение невозможно убрать если оно 1) постоянно подкрепляется реакцией, пусть даже в виде наказания- некоторым детям безразлично какой фидбек следует за поведением, потому что его цель - привлечение внимания, но эта цель достигается очень неумелым способом. 2) поведение невозможно убрать и не предоставить альтернативы, так как у любого поведения есть причина и предпосылки, и если оно повторяется, это означает, что в окружающей среде существуют факторы, убеждающие ребенка, что подобное поведение действенно. на примерах с аутичными детьми причины негативизма видны особенно хорошо: например, ребенок, не умеющий правильно простраивать коммуникацию, или вовсе не говорящий, бросается на пол и разбивает вещи всякий раз, когда его пытаются причесать. дело может быть в сенсорном перегрузе, который испытывает ребенок, но так как его словарный запас очень мал, либо он не понимает, как совершается коммуникация между людьми, его единственным способом сообщить миру о дискомфорте становится крик. научив ребенка говорить "не надо" или "мне больно", вы получите гораздо более явный эффект, чем если станете лупить его ремнем или ставить в угол, потому что это действие для ребенка не только не имеет смысла, но и закрепляет опасную уверенность, что его наказывают за то, что он испытывает дискомфорт. естественно, с нейротипичными детьми эти схемы будут сложнее, как и причины поведения, однако модель останется прежней. на самом деле, для нейротипичных детей очень важно социальное одобрение, и потому если они жертвуют им, у них вероятно есть веские причины, так что тем более стоит разобраться, чего именно пытается добиться ребенок и какой альтернативной стратегией можно его снабдить для его же собственного спокойствия.

10
0
ноябрь
2015

При воспитании нельзя воспринимать наказание как способ устрашить, отомстить, унизить ребенка, или сломать его волю. И вообще наказание - последняя мера после того, как не помогли объяснения, уговоры и весь этот арсенал. Но бывают и случаи, когда оно необходимо.

Наказания вообще недопустимы в ситуациях, когда ребенок сделал что-то не нарочно или не осознавал влияния своих действий.

Главный принцип выбора наказания в том, чтобы дать ребенку понимание, что его действия влекут за собой определенные последствия, за которые ему придется отвечать.

Не дать ему это понять - значит создать риск того, что у него будут проблемы с реальным миром, где наказания за проступки уж точно будут.

Принципиально важно в любом возможном случае принудить ребенка участвовать в ликвидации последствий его нежелательных действий. Желательно, конечно, без брани, ругани и уж точно без гнобли - просто как факт.

Если ребенок не слушается и не желает делать какие-то важные действия (чистить зубы, учить уроки, выполнять обязанности по дому), вполне адекватно отказать ему в каких-то необязательных потребностях. Все мы немного балуем детей, и лишить их какой-то небольшой поблажки, к которой они давно привыкли - это нормально. Однако это не будет иметь смысла, если не объяснить причинно-следственную связь а-ля "ты не хочешь мыть за собой посуду, я расстроен и мне теперь не хочется уступать тебе пульт от телевизора".

Хотя, повторюсь, с детьми воевать и ставить ультиматумы - последнее дело. В большинстве случаев настроение, мнение и самочувствие любимого родителя/воспитателя должно быть достаточным мотиватором для послушания и хорошего поведения.

4
1
показать ещё 2 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта