Ответить
Алекс Алексов
август 2015.
1937
Что это за штука такая – душа?
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
8
5 ответов
Поделиться

Это концепция, которая появилась очень давно и видоизменялась с течением времени. Она представлялась не как элемент строения, а, скорее, как часть состава сначала человека, а потом и всего живого. Самое древнее слово, означающее именно душу, древнегреческое - ψυχή (читается "псюхЭ"). Отсюда "психология" и т. д. Хотя как концепция нечто подобное душе было ещё в Древнем Египте и называлось "Ба" - это такая птичка с человеческим лицом, покидающая тело умершего. Не буду пересказывать, кто из древнегреческих, средневековых и более поздних философов что о душе говорил - это почти всё есть даже на Википедии. Сегодня можно встретить рассмотрение души как части триединого строения человека "дух-душа-тело". Душу часто связывают с эмоциями.

Артём Тюринотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

Если рассуждать с материалистических позиций, то душа — это слово, речевой концепт, который сильно укоренился в нашей речи. В принципе, душа = личность, если включать в "личность" как сознание, так и бессознательное, эмоции, инстинкты и реакции.

Логически, душу невозможно обнаружить с помощью наших инструментов познания. Можете тут вспомнить про "21 грамм", но это все досужие домыслы, а не предмет серьезного научного рассуждения. Итак, если что-то нельзя обнаружить, то этого не существует.

И все же, было бы слишком легко отбросить "душу". Ведь это понятие так укоренилось в нашей культуре и языке, что оставшись без "души" мы становимся бездушными, а это неприемлемо для нашей душевной культуры. Иными словами, душа — это не столько свойство самого человека, сколько характеристика его поведения, реакции. Особо глубокое, интимное, важное и сокровенное мы делаем "с душой". И потому же говорим, что "душа болит". Просто других слов для объяснения своих состояний нам будет сложно придумать.

Мне кажется, что понятие души является одним из самых сложных, абстрактных и наиболее субъективных понятий. Постижению духовного, включая и человеческую душу посвящены многие философские направления, главный из которых, конечно, идеалистические. Единственно верного понимания этой субстанции быть не может. Поэтому я попробую взглянуть на вопрос с разных сторон.

Душа неотрывно следует за всем человеческим, даже, пытаясь наделить душой других живых тварей, мы только лишь транслируем на них своё собственное ощущение мира, пытаемся олицетворить их. Наше постижение мира очень ограничено тем, что мы не можем его сравнить с возможностями какого-то другого разумного субъекта. Нам не повезло, что мы являемся единственным разумным видом на планете: мы даже гипотетическому искусственному интеллекту приписываем закоренелые в нас черты, не признавая возможности существования принципиально нового вида разума; мы не можем отстранёно посмотреть на себя со стороны и попытаться разглядеть душу — нет такого зеркала. С психологической точки зрения душа является синонимом нашей психики и личности. С точки зрения философии душа представляет собой некую подвижную совокупность идей и чувствований каждого отдельного человека и отражение общественного. Душа в культуре воспринимается скорее в категориях нравственного, уходящего корнями и в тело, и в историю, и в науку — во всё то, что можно увидеть и понять. Религия же полагает душу чем-то отдельным (но связанным) от тела и вечным, которое может существовать в каких-то неизвестным нам состояниях — различные трактовки, призванная уйти от реального и принятого здравым смыслом, чтобы посмотреть на человека со стороны.

Я полагаю, что невозможность понимания духовного в нас отражает невозможность понять себя и понять других, наше бессилие, которые мы стараемся преодолеть, но выходит это часто лишь благодаря мифологии и самообману, а не подлинным и благим идеям.

показать ещё 2 ответа