Ответить
Ответить
Комментировать
4
Подписаться
0
2 ответа
Поделиться

Понятно, что интереснее удивляться неожиданным поворотам и эффектным сценам. Но для современной зацикленности на спойлерах есть ряд других причин.

Во-первых, кинофильмы и сериалы стали самым главным, центральным объединяющим фактором для людей. Это общий ритуал, общие переживания, которые помогают людям чувствовать себя частью общества, частью компании или частью движения (поклонников чего-либо, людей с определёнными вкусами и взглядами, и т. д.). Чем «истиннее» и глубже твои переживания в момент просмотра, тем качественней твоя социализация — и когда смотришь вместе с важными для тебя людьми, и когда потом обсуждаешь свои эмоции с другими. Для нас важно, чтобы эти переживания были истинными и неподдельными.

Мало того, создатели фильмов и сериалов специально усиливают этот ритуальный фактор: всё это дело выходит в строго определённые моменты, а сюрпризы держат в строгом секрете. Всё для того, чтобы ритуальное переживание стало по-настоящему всеобщим и создало у людей ощущение единения чуть ли не со всем человечеством (о смерти очередного Старка узнают одновременно ненец и чилиец, японец и финн). У нас же нет религиозных праздников и фестивалей сбора урожая, а кайфов таких хочется.

Следовательно, если ты «спойлишь» (в буквальном переводе «портишь», «обламываешь», «прокисаешь») человеку эти подлинные коллективные переживания, ты не просто немножко ухудшаешь ему индивидуальное развлечение — если фильм хороший, это вообще не конец света — а именно делаешь ему гадость в социальном плане. Ты как бы отрезаешь его от коллективного переживания, от социального ритуала, не даёшь ему донести в себе это «откровение» до других и тем самым сблизиться с ними, лучше социализироваться.

«Мы все посмотрели как люди, а ты смотри как дурак, после нас.» Помните такую штуку, FOMO — страх упустить что-то хорошее, который охватывает, когда видишь какая у всех интересная жизнь в соцсетях? И тут ты тоже оказываешься на обочине, «жизнь за стеной». Все уже в песочнице, а ты у трансформатора один ковыряешься, муравьёв давишь.

Во-вторых, сейчас снимают, пишут и разрабатывают очень много фильмов, книг и видеоигр. В некоторых случаях это значит, что сюжет и его повороты могут стать довольно предсказуемыми даже для неопытных зрителей. И если опытный зритель получает удовольствие независимо от того, догадался он или нет (как, например, балетоману вообще плевать на сюжет балета, кайф в том, как танец сделан и как он исполнен), неопытному становится скучно, потому что истории он в первую очередь воспринимает буквально, через сюжет. Сама-то по себе предсказуемость необязательно плоха: есть жанровые традиции, есть проверенные ходы, есть любимые типажи — всё всегда зависит от исполнения, и если сделано талантливо, то хоть весь фильм перескажи (как мы в детстве друг другу с начала и до конца пересказывали фильмы с VHS), а всё равно будет дух захватывать. Ну а если история и так не фонтан, то порой один-два удачных сюрприза действительно могут спасти ваше времяпрепровождение. (Тут играет роль ещё такая особенность современной культуры: всегда лучше новое, и побольше, и всегда новое, и ещё больше. Поэтому, вместо того, чтобы пересматривать одни и те же фильмы, мы хотим смотреть новые. Но про то же. Но при этом чтобы было как в первый раз.)

Кроме того, когда вариантов так много, опять же — очень важно хоть как-то искренне проникнуться фильмом или книгой (пусть и не самыми лучшими на свете), хоть какую-то встряску от них получить, потому что этими чувствами можно поделиться с теми, кто их всё-таки смотрел или читал. С паршивой овцы хоть шерсти клок. См. «во-первых».

И наконец, сейчас не только много делают и смотрят всяких медиапродуктов: благодаря интернету их невероятно много обсуждают, просто бесконечно. Формально в комментах или в видеоблогах грехом являются «спойлеры» (то есть буквальные детали сюжета), но на самом деле впечатление портит вообще лишняя болтовня о произведении до того, как ты его сам оценил. Людям (справедливо) не хочется читать и слушать 10 000 чужих мнений, интерпретаций, претензий и восторгов по поводу того, что он сам не ощущал, но собирается — будь это прогулка в горах Шотландии или новые «Звёздные войны». Но по-простому это принято выражать в категориях сюжета (потому же, почему неопытные зрители обсуждают только сюжет и только буквально).

Чужих мнений по любым поводам вокруг и без того настолько много, что у нас возникает защитная реакция: хочется иметь своё мнение хотя бы об искусстве, где нет истины в последней инстанции и у каждого есть право на свои уникальные впечатления и личные жизненные выводы.

И напоследок: многие искусствоведы и антропологи считают, что именно благодаря искусству (в том числе жанровому, развлекательному) мы можем познать себя, определить для себя границы дозволенного, поразмыслить над проблемами, точнее определить свой характер. Когда мы смотрим кино, читаем или играем, мы находимся в безопасном игровом пространстве, где можно попробовать кучу разных вещей и примерить на себя другие взгляды и опыт. И именно когда мы проживаем историю, этот процесс происходит: мы прислушиваемся к себе — возмущает ли меня это? круто ли быть вот таким? трогает ли меня эта проблема?

Учитывая, что мы общаемся с медиа (новостями, ТВ, кино и т. д.) чуть ли не больше, чем с живыми людьми, это нужная и важная вещь для личностного развития. А сейчас, когда кто-то приходит и заранее всё рассказывает, он мешает этому процессу слушания себя. Кстати, поэтому же спойлеры не были проблемой раньше, когда люди меньше времени посвящали медиаразвлечениям: в театр, кино и цирк ходили за экспириенсом, и предсказуемость была даже предпочтительна — по ряду причин, в которые вдаваться тут не буду.

2
0
Прокомментировать

Потому что человек может сам хотеть получить впечатление от какого-либо фильма или игры. Особенно, если сюжет предполагает какую-то тайну, которую нужно открыть. А, когда кто-то об этом рассказывает, этот интерес теряется.

1
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью