Объясните понятным языком, что такое постмодерн в искусстве? Как отличить постмодерн от всего остального?
Модерн (как и авангард) серьезен, он оперирует «настоящими вещами». Он верит в прогресс: старый мир всегда можно отличить от современного. Здесь разумный человек наделяет реальность смыслом и изменяет её под свои задачи. Великие идеи, которыми мы продолжаем пользоваться сегодня: либерализм, социализм, национализм или феминизм, — это наследие модерна.
Постмодерн теряет веру в серьезность. Всё, что нам доступно теперь, — это цитаты, ироничное склеивание обрывков фраз.
Использование готовых форм - основополагающий признак постмодерна.
Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.
Если говорить еще проще, то:
Модернисты стремились поменять сознание с помощью искусство, авангардисты мыслили глобальнее - хотели поменять все общество, а постмодерн - это когда ты отламываешь скульптуре Давида член и приклеиваешь ее на лоб.
Вторичность, "ремейк" картин из прошлого, аллюзии - признаки ПМ.
Обычно про постмодернизм пишут сложные тексты, которые сами есть яркий пример постмодернизма. Мы пойдем другим, более коротким путем. Только заранее прошу прощения - это будет на примере живописи, так в музыке я плохо разбираюсь.
Искусство никогда не отражает жизнь буквально: между произведениями и природой всегда находится некоторый набор идей, который, собственно, и определяет результат. В Средневековье руководствовались христианской эстетикой и пытались изобразить духовную сущность мира. А потому пропорции фигур и среда не соответствовали естественным. Академическая живопись (17-19 века) наоборот, декларировала стремление к точному отображению природы, но делать это могла лишь через призму античности.
В 1860-е годы античная эстетика перестала вдохновлять, а художники стали призывать к еще более точному отображению современной реальности, без всяких там древнеримских аллюзий. Этот период получил название модерна (от французского moderne — современный). Однако и в этом случае объективного отражения реальности не получилось, так как барьером между природой и произведением встал сам художник и его видение. Ну а поскольку все люди разные, родилось множество стилей, направлений, течений. Дошло даже до того, что личность художника и его манифесты стали интереснее самих произведений, как, например, в случае с Кандинским или Малевичем.
Наконец, к середине 20 века накопилось столько всего разного в области искусства, что придумать что-то оригинальное стало сложно. Самые эпатажные художники даже начали заниматься сознательной копипастой. Они намеренно смешивали разные цитаты, приемы, техники, чтобы в этом миксе обрести оригинальный стиль. Это и есть постмодерн - технология беспринципного цитирования, жонглирования артефактами, соединения несоединимого.
Представьте, что попали в огромный музей, где экспонаты разных эпох кучами лежат вдоль стен. Все можно брать, переставлять, перекладывать, переносить из зала в зал, раскладывать интересными узорами. Увлекательное занятие. Но есть одно но: этот музей находится в вашей голове. Иными словами, это набор знаний о прошлом, с которым вы можете играть. И если этого огромного набора знаний у вас нет, вы мало читаете, потратили мало времени на образование, стать художником-постмодернистом вам ну никак нельзя.
Наверное, самым простым объяснением постмодерна будет - "пошли на**й". Потому как в отличие от других направлений, постмодерн не ставит перед собой цель чему-то кого-то научить. Основной задачей пост-модерна является иронтзация и издевательство. За этим нет никакого глубинного смысла, если его получается найти, то тогда это уже не чистый пост-модерн, а скорее мета-модерн.
Как раз таки мета-модерн ставит перед собой цель что-то донести до людей через резкие и ироничные образы.
Вообще, найти настоящий пост-модерн очень тяжело, потому что тот же Квентин Таррантино, хоть ему и приписывают пост-модернистские взгляды, по факту снимает мета-модернистские фильмы
roflanLico