Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Насколько молодёжь сейчас склонна к религии? Есть ли шанс того, что "духовные скрепы" станут не особо актуальными спустя, скажем, 6 лет? Что насчёт уроков ОПК?

ОбществоРелигия+3
Анонимный вопрос
  · 1,1 K
Философия, религиоведение, цифровые гуманитарные науки  · 27 авг 2017  · academia.fzrw.info

Молодёжь сейчас довольно разная. В частности, я работаю в московском техническом ВУЗе, РХТУ им. Д. И. Менделеева, со студентами 1-2 курсов уже в течение 6 лет - и могу уверенно сказать, что студенты, в целом, не религиозны. Каждый семестр я веду семинары у примерно 150 человек, и из них глубоко религиозных бывает буквально 2-3 человека - причём это относится как к православным, так и к мусульманам.

Любимые авторы студентов нашего ВУЗа - Докинз, Деннет, Сартр, Фромм. Отношение к попыткам вводить религиозное образование в школах, чаще всего, у студентов варьируется от почти нейтрального до крайне негативного, но никак не положительного. Как только в истории философии начинает фигурировать слово "Бог" - например, у Декарта, Спинозы и т.д. - студенты сразу встают в критическую позицию. Что, конечно, хорошо, поскольку создает пространство для дискуссии.

Я же вижу своей задачей показать, что религия бывает очень разной, и вопрос не столько в том, "хорошо" религия или "плохо", а какая религиозность может сделать для общества что-то полезное, а какая - нет. То есть что нельзя рассуждать о "религии" как едином социальном явлении - религии бывают очень разными как в смысле различия между религиями, так и внутри одной религии: православный фундаментализм какого-нибудь С. Роуза - совсем не то же самое, что православие Н. Бердяева или А. Меня.

С другой стороны, я много общаюсь и со студентами из православных ВУЗов. Поэтому я могу совершенно точно сказать, что есть и религиозно ориентированная молодёжь, которая смотрит на вещи совершенно иначе. И если в РХТУ мне приходится защищать Декарта от Докинза, то в общении с православными студентами - Дарвина от религиозной критики эволюционизма.

Суммируя, я могу сказать, что самая серьёзная проблема нашей молодежи и российского общества в целом - очень большая расколотость, фрагментированность общества, отсутствие реального диалога. Между молодёжью технического ВУЗа и молодёжью православного ВУЗа нет почти никаких точек пересечения - это как две параллельных реальности, как будто студенты не из одного города, а вообще с разных планет. И это очень, очень серьёзная проблема - потому что эти два мира неизбежно сталкиваются друг с другом, и эти столкновения мы наблюдаем во всех громких процессах последних лет - от Pussy Riot до Соколовского и Исаакиевского собора. За последние пять лет эта пропасть, по моим ощущениям, становится только больше, степень критики нарастает - такова реакция атеистически ориентированных студентов на означенные столковения светского и религиозного.

Оптимизма у меня в этом отношении нет - ни через 6 лет, ни через 66 само ничего не решится, если мы не будем решать эти проблемы. А опыт того же Ирана наглядно показывает, как религиозный фундаментализм может легко и быстро побеждать. К слову, критика религии в духе Докинза никак не способствует решению этих проблем - подобное только ещё больше создаёт дистанцию между верующими и неверующими. Кстати, как и навязываемое преподавание религии в школах, которое ну никак нельзя считать нормальным диалогом - пространство для диалога могло бы создавать только религиоведческое образование в школе, где детей учили бы именно многообразию религиозных установок в России, где дети из атеистических семей учились бы понимать, как живут православные, а дети из православных семей - что какие-нибудь мормоны не страшные "сектанты", а их согрждане, и что в России существует множество разных религий - и традиционные религии малых народов, и ислам, и буддизм, и что кроме православия христианство в России представлено множеством других направлений, а самое главное - что всё это нужно уважать хотя бы как часть нашей общей культуры. Преподавание же предмета в качестве основ православной культуры лишь снова изолирует "православный мир" от остального общества. То же самое относится и к попыткам создавать в технических ВУЗах теологические кафедры.

Поэтому, на мой взгляд, самое лучшее, что сейчас может происходить - это диалог и сотрудничество здоровых, разумных сил внутри всех (это очень важное уточнение) религиозных объединений России с такими же разумными, здоровыми и умеренными силами атеистической (в конце концов, не нужно верить в Бога, чтобы признавать ценность религии для общества) или просто внеконфессиональной направленности для преодоления религиозного фундаментализма и расколотости общества. Пока ключевое условие - включение всех религий в подобный процесс, последовательное отделение религии от государства, следование принципам свободы совести и, шире, требование ко всем религиям соблюдать одинаковые для всех правила игры, устанавливаемые принципами прав человека - не будет реализовано, пропасть между атеистическим и религиозным миром преодолеть, на мой взгляд, невозможно.

Мои доклады и лекции на YouTubeПерейти на youtube.com/c/StanislavPanin
Инженер, немного пилот. Физик, химик, электронщик-любитель. Независимый звукорежиссёр...  · 28 авг 2017
Я убеждён, что религия не должна подаваться в школе. Совсем. Вообще ни в каком виде. Ну кроме церковно-приходских школ, медресе и иешив. Народное образование и религия - вещи противоположные и взаимоисключающие (кроме уроков истории и искусствоведения). Школы в РФ государственные, а государство РФ - светское, да ещё и мультирелигиозное. Согласитесь, достаточно идиотская... Читать далее
Дьякон, https://vk.com/sunknife  · 27 авг 2017
Периодически я хожу по школам и беседую с учащимися, а так же выступаю на родительских собраниях по ОПК, так что хотел бы поделиться своими наблюдениями. Честно сказать, я был удивлен тому, как реагируют на мои беседы старшеклассники. Когда я только начинал посещать разные школы и образовательные учреждения, то мне казалось, что это не будет давать результатов и вообще... Читать далее
Сергей, а Вы могли бы привести примеры вопросов о религии и Боге, которые Вам наиболее часто задают студенты и стар... Читать дальше
Предприниматель без образования юридического лица  · 27 авг 2017
Я думаю, что не склонна, если родители не сильно религиозны и не привили такое отношение к церкви.  Даже если в наш век науки постараться не касаться темы конфликта науки и церкви, то останется вопрос информации, молодежь 16-23 лет, она ведь в основной своей массе склонна к сетевому общению. Язык общения с богом через церковь с помощью храма является для нее скорее... Читать далее

Насчёт игреков я всё понял, а зеты (в основном) точно не предрасположены к религии?