Молодёжь сейчас довольно разная. В частности, я работаю в московском техническом ВУЗе, РХТУ им. Д. И. Менделеева, со студентами 1-2 курсов уже в течение 6 лет - и могу уверенно сказать, что студенты, в целом, не религиозны. Каждый семестр я веду семинары у примерно 150 человек, и из них глубоко религиозных бывает буквально 2-3 человека - причём это относится как к православным, так и к мусульманам.
Любимые авторы студентов нашего ВУЗа - Докинз, Деннет, Сартр, Фромм. Отношение к попыткам вводить религиозное образование в школах, чаще всего, у студентов варьируется от почти нейтрального до крайне негативного, но никак не положительного. Как только в истории философии начинает фигурировать слово "Бог" - например, у Декарта, Спинозы и т.д. - студенты сразу встают в критическую позицию. Что, конечно, хорошо, поскольку создает пространство для дискуссии.
Я же вижу своей задачей показать, что религия бывает очень разной, и вопрос не столько в том, "хорошо" религия или "плохо", а какая религиозность может сделать для общества что-то полезное, а какая - нет. То есть что нельзя рассуждать о "религии" как едином социальном явлении - религии бывают очень разными как в смысле различия между религиями, так и внутри одной религии: православный фундаментализм какого-нибудь С. Роуза - совсем не то же самое, что православие Н. Бердяева или А. Меня.
С другой стороны, я много общаюсь и со студентами из православных ВУЗов. Поэтому я могу совершенно точно сказать, что есть и религиозно ориентированная молодёжь, которая смотрит на вещи совершенно иначе. И если в РХТУ мне приходится защищать Декарта от Докинза, то в общении с православными студентами - Дарвина от религиозной критики эволюционизма.
Суммируя, я могу сказать, что самая серьёзная проблема нашей молодежи и российского общества в целом - очень большая расколотость, фрагментированность общества, отсутствие реального диалога. Между молодёжью технического ВУЗа и молодёжью православного ВУЗа нет почти никаких точек пересечения - это как две параллельных реальности, как будто студенты не из одного города, а вообще с разных планет. И это очень, очень серьёзная проблема - потому что эти два мира неизбежно сталкиваются друг с другом, и эти столкновения мы наблюдаем во всех громких процессах последних лет - от Pussy Riot до Соколовского и Исаакиевского собора. За последние пять лет эта пропасть, по моим ощущениям, становится только больше, степень критики нарастает - такова реакция атеистически ориентированных студентов на означенные столковения светского и религиозного.
Оптимизма у меня в этом отношении нет - ни через 6 лет, ни через 66 само ничего не решится, если мы не будем решать эти проблемы. А опыт того же Ирана наглядно показывает, как религиозный фундаментализм может легко и быстро побеждать. К слову, критика религии в духе Докинза никак не способствует решению этих проблем - подобное только ещё больше создаёт дистанцию между верующими и неверующими. Кстати, как и навязываемое преподавание религии в школах, которое ну никак нельзя считать нормальным диалогом - пространство для диалога могло бы создавать только религиоведческое образование в школе, где детей учили бы именно многообразию религиозных установок в России, где дети из атеистических семей учились бы понимать, как живут православные, а дети из православных семей - что какие-нибудь мормоны не страшные "сектанты", а их согрждане, и что в России существует множество разных религий - и традиционные религии малых народов, и ислам, и буддизм, и что кроме православия христианство в России представлено множеством других направлений, а самое главное - что всё это нужно уважать хотя бы как часть нашей общей культуры. Преподавание же предмета в качестве основ православной культуры лишь снова изолирует "православный мир" от остального общества. То же самое относится и к попыткам создавать в технических ВУЗах теологические кафедры.
Поэтому, на мой взгляд, самое лучшее, что сейчас может происходить - это диалог и сотрудничество здоровых, разумных сил внутри всех (это очень важное уточнение) религиозных объединений России с такими же разумными, здоровыми и умеренными силами атеистической (в конце концов, не нужно верить в Бога, чтобы признавать ценность религии для общества) или просто внеконфессиональной направленности для преодоления религиозного фундаментализма и расколотости общества. Пока ключевое условие - включение всех религий в подобный процесс, последовательное отделение религии от государства, следование принципам свободы совести и, шире, требование ко всем религиям соблюдать одинаковые для всех правила игры, устанавливаемые принципами прав человека - не будет реализовано, пропасть между атеистическим и религиозным миром преодолеть, на мой взгляд, невозможно.
Насчёт игреков я всё понял, а зеты (в основном) точно не предрасположены к религии?