Михаил Ведерников
август 2017.
1728

На чём был основан спор западников и славянофилов?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
1
3 ответа
Поделиться

Западничество и славянофильство – это два общественно-политических течения в России, которые сформировались в 30-50 годы XIX века. Устройство западничества и славянофильства положило обострения идейных споров после напечатанного в 1836 году "Философического письма" Чаадаева.

Западники выступали за европеизацию России (считали, что Россия должна идти с Европой, т.к. является её неотъемлемой частью), благотворили реформы Петра I, а также за реформу местного самоуправления, реформу суда и армии, введения конституционной монархии, либо республики.

Русский философ второй половины XIX века Владимир Сергеевич Соловьёв писал: «направление нашей общественной мысли и литературы, признающее духовную солидарность России и Западной Европы как нераздельных частей одного культурно-исторического целого, имеющего включить в себе все человечество… Вопросы об отношении веры и разума, авторитета и свободы, о связи религии с философией и обеих с положительной наукой, вопросы о границах между личным и собирательным началом, а также о взаимоотношении разнородных собирательных целых между собой, вопросы об отношении народа к человечеству, церкви к государству, государства к экономическому обществу.»

Известные западниками были - П. Я. Чаадаев, И. С. Тургенев, Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. Г. Редкий, И. К. Бабст, И. В. Вернадский, И. А. Гончаров, А. В. Дружинин, А. П. Заблоцкий-Десятовский, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин и другие.

Славянофилы выступали за особый путь России, который основывался на православии и традициях. Считали, что Пётр I нарушил самобытность России. Считали, что православие и крестьянская община должны преобразовать Россию, а также выдвигали идеи, что крестьянская община – образцовая форма хозяйства. Выступали за создание при императоре Земского Всесословного собора.

Известные представители славянофильства были А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, Ф. В. Чижов.

И западники, и славянофилы считали необходимым отмену крепостного права, отрицательно относились к подавлению прав и свобод личности, были убеждены в необходимых преобразованиях, которые должны были проходить «сверху» при поддержке общества. Считали, что проводить реформы нужно было мирно и постепенно.

Денис Вагнер-Кузнецовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
29
Прокомментировать

Если коротко, это два течения националистической мысли, которые характеризуются следующим. Западники предлагали рассматривать русскую идентичность как часть общеевропейской идентичности с сохранением некоторых самобытных черт. Славянофилы предлагали формировать русскую идентичность в пределах модной тогда идеи славянской идентичности (например, с опорой на опыт чехов). Надо понимать, что в 1830-40-е национальная идея являлась крамольной, так как предлагала альтернативный монархии источник суверенитета.

Позднее, во второй половине века под давлением европейских национально-освободительных движений началась национализация монархий. Габсбурги стали определять себя австрийцами, Романовы - русскими, Бернадоты - шведами и далее по списку. Это позволило славянофилам (относительно успешно) встроиться в официальный консервативный тренд, тогда как западники по большей части развивали идею превосходства демократии над монархией.

Вариантов было множество, взаимосвязи описывать затруднительно. Главное, что имеет смысл запомнить - оба течения предлагали механизмы формирования культурной идентичности и спорили по вопросам нациестроительства.

10
Прокомментировать

Стоит ещё упомянуть, сверх того, что уже было сказано, что спор западников и славянофилов был связан с восприятием двух разных моделей миропонимания немецкой философии, сформированных Гегелем и Шеллингом соответственно.

Для западников было характерно восприятие рационального, для славянофилов - соборного.

Для западников - торжество закона, для славянофилов - торжество совести и личностной свободы.

И так далее.

1
Прокомментировать
Ответить