Даша Таранова
август 2017.
1983

Кто из современных российских писателей и поэтов в будущем смогут стать классиками?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
7
8 ответов
Поделиться

«В классику» (не путать со школьной программой) войдет все, написанное достаточно давно и оказавшее значительное влияние на более новых авторов. Думаю, что Саша Соколов, Людмила Петрушевская, Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Татьяна Толстая, Павел Пепперштейн — точно да; думаю, что влияние прозаиков-неомодернистов (модернистов со знанием о постмодернизме) разного градуса радикальности (Александр Ильянен, Виктор Iванiв, Николай Кононов, Денис Осокин, Михаил Шишкин) будет сохраняться. Наверняка отдельно стоящим классическим романом не родившегося русского young adult останется «Дом, в котором...» Мариам Петросян, а в спекулятивно-фантастическом жанре — «Посмотри в глаза чудовищ» Андрея Лазарчука и Михаила Успенского. Из ныне здравствующих и недавно умерших поэтов статус классиков, полагаю, неоспорим у авторов старшего поколения: Геннадия Айги, Д.А. Пригова, Всеволода Некрасова, Елены Шварц, Евгения Рейна, Александра Кушнера, Виктора Сосноры, Льва Лосева, Ивана Жданова, Алексея Парщикова, Ольги Седаковой, Сергея Гандлевского, Алексея Цветкова, Михаила Еремина, Сергея Стратановского, Михаила Айзенберга, Владимира Гандельсмана, Аркадия Драгомощенко, Ры Никоновой; подобный потенциал я вижу и у многих авторов младших поколений, но о них пока говорить не будем. С другой стороны, ощутимое влияние на нынешнюю поэзию оказали и некоторые рок-поэты, в первую очередь Борис Гребенщиков и Егор Летов. 

Лев Оборинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
37

из ныне здравствующих, думаю, забыли поэта Дмитрия Щедровицкого.

0
Ответить
Прокомментировать

Когда задают такие вопросы, то очень часто подразумевают ими, что "будущие классики" обитают где-то в области интеллектуальной литературы. Но, честно говоря, Достоевский не писал интеллектуальную литературу по факту - он писал в некотором смысле жанровые детективы (понимаю, как больно это слышать "истинным поклонникам Достоевского", но не суть).

Я верю, что в современной русской литературе полно талантов, но, вопреки расхожему мнению, они не сидят в союзе писателей, и не пытаются эпатировать публику громкими заявлениями - они, скорее всего, жанровые одиночки, которые одержимы своими идеями. Возможно они безумцы, которые, подобно Лавкрафту, умрут в полной неизвестности. Возможно, что они сейчас считаются посредственностью, как некогда считался посредственностью Эдгар По.  

Если говорить о моем мнении, то я вижу большие позитивные сдвиги в литературе хоррора. У этой литературы начинают появляться клыки. Она начинает получать тиражи от издательств (пока небольшие, но я думаю, что русский хоррор находится только в начале некой волны, которая поглотит впоследствии весь литературный рынок). Из личных наблюдений - Максим Кабир может встать в авангарде жанра хоррор (но это не точно, хех). Насчет других авторов все очень смутно. К сожалению, множество писателей только "играют в писателей" и чертовски сильно отдалены от нации. А это самое страшное - когда писатель думает, что он лучше, чем окружающий его народ, даже для жанровика.

5
Прокомментировать

Есть два варианта. Первый - что понятие "классик" как таковое исчезнет. Это весьма вероятная ситуация, Марат Гельман как то писал, что раньше существовало представление об эдаком чердаке истории, куда сваливается все, что сделано и уж потомки то потом разберут зерна от плевел, а потом стало ясно, что каждый год производится огромное количество произведений искусства и никто никогда не будет их разгребать, ты или выстрелил сегодня или нет и ты забыт навсегда и даже выстреливших столько, что нет сил их всех упомнить.

Второй вариант предполагает, что количество стоящих произведений не так уж и велико и пока еще можно среди них ориентироваться. Тогда имеет смысл посмотреть на то, кого нынче изучают на филологических факультетах из современных российских писателей - сегодня в вузах, завтра в школах, примерно такой принцип.

Шишкин, Водолазкин, Прилепин, Пелевин, Лимонов, Сорокин - несортированный список, навскидку, кого вспомнил.

Про стихи не скажу, но тоже есть некоторое количество имен.

Nikita K.отвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3

Ну я человек искусству сторонний, не знаю, был ли Гельман прав, поэтому осветил оба варианта. 

0
Ответить

Когда вспоминал имена для второго, тоже заметил, что не так то уж и много. 

0
Ответить

Позиция Гельмана очень распространенная среди теоретиков второй половины 20 в., но на практике пока что выходит, что увеличение производства компенсируется более эффективным локальным разгребанием. 

0
Ответить
Прокомментировать

Я не столь оптимистичен как предыдущие авторы. Я считаю что "Век Большой Литературы", каким был век 19, вообще больше не повторится. Как и не повторится Живопись Возрождения. Таких великанов, как Толстой и Достоевский, больше не родится на нашей грешной земле! И вот почему. В 19 веке не было кино. Не было телевидения и интернета. Главным средством коммуникации было печатное слово. Умению складывать слова совершенно по-другому учили в школах и гимназиях. Почитайте обычные письма обычных образованных людей друг другу. Они есть в интернете. Так сейчас никто не пишет. Средний уровень "умения писать" был в 10 раз выше нежели сейчас. Вы только представьте, в Лицее, где учился Пушкин, все его одноклассники умели сочинять стихи. Их учили сочинять стихи! Они друг другу писали записки стихами. Вы можете представить современную школу, где ВСЕ дети одного класса владеют стихосложением. Но именно только на такой почве и вырастают Достоевские и Толстые. Так что Великих Классиков в русской литературе, на мой взгляд, больше не предвидится.

2
Прокомментировать

Санаев, Пелевин, Горчев. Надеюсь, что упомянутая Мариам Петросян также будет оценена по достоинству. 

Иногда, кстати, тянет и хочется почитать русскоязычных современников, хотелось бы узнать наводки на малоизвестных авторов не детективного жанра.

1
Прокомментировать
Читать ещё 3 ответа
Ответить